Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХА́ИКА

Авторы: Л. И. Таруашвили
Статуя Клеобиса. Скульптор Полимед. Мрамор. Ок. 600 до н. э. Археологический музей (Дельфы).

АРХА́ИКА (от греч. ἀρχαϰός – древ­ний), обо­зна­че­ние ран­не­го пе­рио­да в раз­ви­тии иск-ва Гре­ции Древ­ней (нач. 7 – нач. 5 вв. до н. э.). Де­лит­ся, в свою очередь, на ран­не­ар­хаи­че­ский (до 570 до н. э.), зре­лый ар­хаи­че­ский (570–530 до н. э.) и позд­не­ар­хаи­че­ский (530–480 до н. э.) пе­рио­ды (ино­гда вы­де­ля­ет­ся пред­клас­си­че­ский пе­ри­од – 510–480 до н. э.). В эпо­ху А. сфор­ми­ро­ва­лись пред­по­сыл­ки для ста­нов­ле­ния клас­сич. сти­ля (см. Клас­си­ка): сло­же­ние в нач. 6 в. до н. э. ар­хит. ор­де­ров (до­ри­че­ско­го и ио­ни­че­ско­го) вслед­ст­вие пе­ре­но­са форм из де­ре­во-сыр­цо­вой ар­хи­тек­ту­ры в ка­мен­ную и их при­спо­соб­ле­ния к тре­бо­вани­ям но­во­го ма­те­риа­ла; в скульп­ту­ре – по­яв­ле­ние сна­ча­ла ка­мен­ной (сер. 7 в. до н. э.), а за­тем и брон­зо­вой (ок. 520-х гг. до н. э.) боль­шой ста­ту­ар­ной пла­сти­ки, окон­чат. ус­та­нов­ле­ние тра­ди­ции ге­ро­ич. на­го­ты (см. Ку­рос) и воз­ник­но­ве­ние уже в нач. 5 в. до н. э. кон­тра­по­ста, на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния клас­сич. ти­па­жа, по­яв­ле­ние мо­ну­мен­таль­но­го рель­е­фа; в ва­зо­пи­си – по­яв­ле­ние крас­но­фи­гур­ного стиля (ок. 530 г. до н. э.), дос­тиг­шего сво­его рас­цве­та в клас­сич. пе­ри­од; в об­лас­ти изо­бра­зит. иск-ва в це­лом – про­гресс изо­бра­зи­тель­но­сти, пре­ж­де все­го ска­зав­ший­ся в ана­то­ми­че­ски кор­рект­ном вос­про­из­ве­де­нии че­ло­ве­че­ско­го те­ла.

Под­го­тав­ли­вая свои­ми дос­ти­же­ния­ми клас­си­ку, А. вме­сте с тем по­ро­ди­ла це­лый ряд ори­ги­наль­ных сти­ле­вых яв­ле­ний, об­ла­даю­щих са­мо­сто­ят. ху­дож. зна­че­ни­ем (напр., ори­ен­та­ли­зи­рую­щий, чер­но­фи­гур­ный и крас­но­фи­гур­ный сти­ли в ва­зо­пи­си). Ар­ха­ич. иск-во от­ли­ча­лось мощ­ной ди­на­ми­кой ху­дож. раз­ви­тия: за вре­мя все­го око­ло двух сто­ле­тий бы­ли усвое­ны и прин­ци­пи­аль­но пе­ре­ос­мыс­ле­ны разл. внеш­ние тра­ди­ции, пре­ж­де все­го еги­пет­ские и вос­точ­носре­ди­зем­но­мор­ские, прой­де­на гро­мад­ная дис­тан­ция от при­ми­тив­ных форм гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля до на­чат­ков клас­си­че­ско­го. Столь бы­ст­рая, по мер­кам древ­но­сти, эво­лю­ция греч. иск-ва яви­лась ре­зуль­та­том стре­ми­тель­но­го, при всей его слож­но­сти и дра­ма­тиз­ме, со­ци­аль­но­го раз­ви­тия греч. об­ще­ст­ва от ро­до­вой об­щи­ны к сис­те­ме клас­сич. по­ли­са.

Лит.: Вип­пер Б. Р. Ис­кус­ст­во Древ­ней Гре­ции. М., 1972; Boardman J. Greek sculpture: the Archaic period. L., 1978; Hurwit J. M. The art and culture of early Greece. 1100–480 B. C. Ithaca, 1985; Ал­па­тов М. В. Ху­до­же­ст­вен­ные про­бле­мы ис­кус­ст­ва Древ­ней Гре­ции. М., 1987; Кол­пин­ский Ю. Д. Ве­ли­кое на­сле­дие ан­тич­ной Эл­ла­ды и его зна­че­ние для со­вре­мен­но­сти. 2-е изд. М., 1988.

Вернуться к началу