ДУ́РИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́РИС (Δοῦρις) (кон. 6 – 1-я четв. 5 вв. до н. э.), др.-греч. вазописец и гончар. Мастер краснофигурной вазописи; возможно, с о. Самос, работал в Афинах. Известно более 40 сосудов с подписью «Д. расписал», 2 – с подписью «Д. сделал»; всего ему приписывается более 280 ваз, гл. обр. килики. Лучшие росписи Д. отличает изящный и точный рисунок, их композициям, особенно в тондо, присущи симметричная уравновешенность и простота. Орнаментальные мотивы ограничены узкими полосами меандра (вокруг тондо внутри чаши и под композициями снаружи) и пальметтами у ручек. В сценах повседневной жизни (пирушки, проводы воинов, атлетич. состязания) Д. проявляет наблюдательность и юмор; иллюстрировал также мифологич. сюжеты, часто со сценами борьбы, порой из редких вариантов мифов (килик со сценой «Дракон, изрыгающий Ясона», ок. 475, Ватиканские музеи). В ранних работах Д. (нач. 490-х гг.) сказывается влияние вазописца Онесима: они просты по композиции, лишены орнаментов, в рисунке фигур ещё ощущается некоторая скованность (килик с «Дискоболом», Музей изящных искусств, Бостон). Большинство сохранившихся работ Д. относится к кон. 490-х – 480-м гг., им свойственны законченность, выразительность и абсолютная уверенность в передаче фигур (килик со сценой «Эос с телом Мемнона», Лувр, Париж; псиктер с «Танцующими сатирами», Брит. музей, Лондон). В поздний период (470-е гг.) росписи отчасти утрачивают живость ранних работ, приобретая бóльшую монументальность, характерную для искусства ранней классики (килик с двумя раздевающимися женщинами, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Этим же временем датируется лекиф с изображением Аталанты и эротов, исполненный в нехарактерной для Д. белофонной технике (Музей искусств, Кливленд). См. также илл. к ст. Греция Древняя.