ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО, искусство эгейской культуры.
В раннем бронзовом веке (ок. 3000–2000 до н. э.) существовали связанные между собой, но развивающиеся самостоятельно культуры. Архит. типы мегарона и апсидальных домов встречаются в поздненеолитических Сескло и Димини (Фессалия), в слоях раннего бронзового века Лерны III (Арголида), Трое II, Караташе (Анатолия). Статуэтки лаконичных форм продолжают традиции неолита и энеолита (напр., плоские кольцевидные и двойные идолы в Зап. Анатолии). Статуэтки из камня культур Кикладских о-вов, известные как «кикладские идолы», отличают упрощённая форма и гладкая поверхность (эти качества в 20 в. н. э. привлекли внимание П. Пикассо, К. Брынкуши, Г. Мура и др.). Наблюдаются устойчивые типы («фигуры со скрещенными руками», в форме скрипки и др.), встречаются также изображения музыкантов, сидящих фигур. Статуэтки некоторых центров (напр., о. Сироса, культура Керос-Сирос) распространяются по всему региону. 3-е тыс. до н. э. – расцвет ювелирного ремесла, применяются сложные технологии (тиснение, пайка, филигрань). Уникальный комплекс находок ранней бронзы – «клад Приама» из Трои II (ГМИИ): золотые «диадемы» (или нагрудные украшения) из цепочек и «чешуек» имеют подвески в форме условных антропоморфных идолов, распространённых в Зап. Анатолии; для этих изделий характерен спиральный орнаментальный мотив, присущий всему Э. и., – браслеты и булавки украшены «очковидным» узором, кольца закручены спиралью. Сопоставимые ювелирные изделия найдены в Полиохни (о. Лемнос). Для раннеэлладской керамики характерна форма соусников с высоким носиком. В раннеминойское время на о. Мохлос развито произ-во сосудов из цветного камня. Керамич. раннеминойские сосуды с тёмной полированной поверхностью украшены геометрич. композициями с инкрустацией белой пастой; характерная керамика типа «Василики» покрыта свободной пятнистой росписью, вазы типа «Димини» – спиралевидными и ленточными композициями, выполненными белой краской по тёмному фону.
К среднему бронзовому веку (ок. 2000–1625 до н. э.) на Крите относится расцвет минойской культуры. «Дворцы» состояли из множества помещений, сгруппированных вокруг большого прямоугольного двора (Кносс, Фест, Маллия и др.). Происходит сложение единой визуальной культуры. В декориров. керамике выделяют тип «Камарес» (20–18 вв. до н. э.): роспись светлым и оранжевым по тёмному матовому фону, с изобилием фантастич. растит. мотивов (сосуды из Кносса и Феста, Археологич. музей, Ираклион). С 16 в. до н. э. – «дворцовый стиль» (атектоничная роспись тёмным по светлому фону): мор. мотивы (сосуд с осьминогом из Палекастро, там же) и сложные растит. узоры, покрывающие всю поверхность изделия. Минойские ювелиры виртуозно владели техникой зерни и филиграни – золотая подвеска с изображением пары пчёл или ос из Маллии (Археологич. музей, Ираклион).
Развивается монументальная живопись, в период ранних дворцов стены и полы имеют монохромное покрытие или простые узоры, в период новых дворцов широко распространены фигуративные изображения. Наилучшую сохранность имеют фрески Кносса (сцена ритуальных игр с быком, «Парижанка», сбор цветов, «царь-жрец» и др.) и росписи Феры (ландшафт с ласточками, мор. пейзаж с городами и кораблями и др.). Многофигурные сцены есть и на рельефных сосудах: на ритоне из Агия-Триады (Археологич. музей, Ираклион) – кулачный бой и игры с быком в помещении; на золотых минойских кубках из микенского захоронения в Ваффио – ландшафт с быками и людьми (Нац. археологич. музей, Афины). Фрагменты фресок в «минойском стиле» найдены за пределами Эгеиды, в дворцах в Аварисе (Египет), Тель-Кабри (Израиль) и Алалахе (Турция). Для территории материковой Греции в период среднего бронзового века характерна минийская керамика с простым зональным геометрич. декором.
В позднем бронзовом веке (ок. 1625–1125 до н. э.) происходит усиление отд. городов и сложение микенской культуры. В укреплённых городах (Микены, Тиринф, Пилос и др.) центр. постройкой в цитаделях становится мегарон. О худож. вкусах элиты ахейцев даёт представление инвентарь «шахтных гробниц» Микен (Нац. археологич. музей, Афины): в захоронениях круга «Б» (17 – нач. 16 вв. до н. э.) найдены керамич. и металлич. сосуды, золотые и серебряные украшения [чаша в форме утки из горного хрусталя (гробница «Омега») и погребальная маска из электрума (гробница «Гамма»)]. В гробницах IV и V круга «А» (16 в. до н. э.) обнаружено 5 золотых погребальных масок с портретными чертами (в т. ч. «маска Агамемнона») и бронзовые кинжалы (смешанная техника: чернь и инкрустация золотом и серебром) со сценами охоты и природными мотивами: они свидетельствуют о худож. контактах с минойским Критом и др. регионами древнего мира (напр., серебряный ритон из центр. Анатолии в форме оленя, гробница IV). На Крите дворцы частично получают новое оформление («Тронный зал» в Кноссе). Новая фресковая программа дворца в Пилосе включает сцены охоты и войны. Расширяются ахейские города и их укрепления (напр., т. н. Львиные ворота в Микенах, 13 в. до н. э., см. илл. к ст. Греция Древняя). Вместо шахтных гробниц распространяется тип гробницы-толоса (самый известный пример – «Сокровищница Атрея» в Микенах, 13 в. до н. э.). Памятником крито-микенского круга является и саркофаг из Агия-Триады (14 в. до н. э., Археологич. музей, Ираклион). В декориров. керамике помимо продолжения минойского («морского») и микенского (геометрического) стилей появляются фигуративные сцены (напр., кратер с изображениями воинов, 13 в. до н. э., Нац. археологич. музей, Афины). Микенское культурное влияние ощущается в Зап. Анатолии (находки из Милета и Лимантепе) и по Вост. Средиземноморью (особенно на Кипре).