Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: Т. П. Кишбали

ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО, ис­кус­ст­во эгей­ской куль­ту­ры.

Эгейское искусство. Сосуд с изображением осьминога из Палекастро. 16 в. до н.э. Археологический музей (Ираклион). Фото Egisto Sani / flickr.com

В ран­нем брон­зо­вом ве­ке (ок. 3000–2000 до н. э.) су­ще­ст­во­ва­ли свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой, но раз­ви­ваю­щие­ся са­мо­стоя­тель­но куль­ту­ры. Ар­хит. ти­пы ме­га­ро­на и ап­си­даль­ных до­мов встре­ча­ют­ся в позд­не­не­о­ли­ти­че­ских Сеск­ло и Ди­ми­ни (Фес­са­лия), в сло­ях ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка Лер­ны III (Ар­го­ли­да), Трое II, Ка­ра­та­ше (Ана­то­лия). Ста­ту­эт­ки ла­ко­нич­ных форм про­дол­жа­ют тра­ди­ции не­о­ли­та и энео­ли­та (напр., пло­ские коль­це­вид­ные и двой­ные идо­лы в Зап. Ана­то­лии). Ста­ту­эт­ки из кам­ня куль­тур Кик­лад­ских о-вов, из­вест­ные как «кик­лад­ские идо­лы», от­ли­ча­ют уп­ро­щён­ная фор­ма и глад­кая по­верх­ность (эти ка­че­ст­ва в 20 в. н. э. при­влек­ли вни­ма­ние П. Пи­кас­со, К. Брын­ку­ши, Г. Му­ра и др.). На­блю­да­ют­ся ус­той­чи­вые ти­пы («фи­гу­ры со скре­щен­ны­ми ру­ка­ми», в фор­ме скрип­ки и др.), встре­ча­ют­ся так­же изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов, си­дя­щих фи­гур. Ста­ту­эт­ки не­ко­то­рых цен­тров (напр., о. Си­ро­са, куль­ту­ра Ке­рос-Си­рос) рас­про­стра­ня­ют­ся по все­му ре­гио­ну. 3-е тыс. до н. э. – расц­вет юве­лир­но­го ре­мес­ла, при­ме­ня­ют­ся слож­ные тех­но­ло­гии (тис­не­ние, пай­ка, фи­ли­грань). Уни­каль­ный ком­плекс на­хо­док ран­ней брон­зы – «клад При­ама» из Трои II (ГМИИ): зо­ло­тые «диа­де­мы» (или на­груд­ные ук­ра­ше­ния) из це­по­чек и «че­шу­ек» име­ют под­вес­ки в фор­ме ус­лов­ных ан­тро­по­морф­ных идо­лов, рас­про­стра­н­ё­нных в Зап. Ана­то­лии; для этих из­де­лий ха­рак­те­рен спи­раль­ный ор­на­мен­таль­ный мо­тив, при­су­щий все­му Э. и., – брас­ле­ты и бу­лав­ки ук­ра­ше­ны «оч­ко­вид­ным» узо­ром, коль­ца за­кру­че­ны спи­ра­лью. Со­пос­та­ви­мые юве­лир­ные из­де­лия най­де­ны в По­ли­ох­ни (о. Лем­нос). Для ран­не­эл­лад­ской ке­ра­ми­ки ха­рак­тер­на фор­ма со­ус­ни­ков с вы­со­ким но­си­ком. В ран­не­ми­ной­ское вре­мя на о. Мох­лос раз­ви­то про­из-во со­су­дов из цвет­но­го кам­ня. Ке­ра­мич. ран­не­ми­ной­ские со­су­ды с тём­ной по­ли­ро­ван­ной по­верх­но­стью ук­ра­ше­ны гео­мет­рич. ком­по­зи­ция­ми с ин­кру­ста­ци­ей бе­лой пас­той; ха­рак­тер­ная ке­ра­ми­ка ти­па «Ва­си­ли­ки» по­кры­та сво­бод­ной пят­ни­стой рос­пи­сью, ва­зы ти­па «Ди­ми­ни» – спи­ра­ле­вид­ны­ми и лен­точ­ны­ми ком­по­зи­ция­ми, вы­пол­нен­ны­ми бе­лой крас­кой по тём­но­му фо­ну.

К сред­не­му брон­зо­во­му ве­ку (ок. 2000–1625 до н. э.) на Кри­те от­но­сит­ся рас­цвет ми­ной­ской куль­ту­ры. «Двор­цы» со­стоя­ли из мно­же­ст­ва по­ме­ще­ний, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг боль­шо­го пря­мо­уголь­но­го дво­ра (Кносс, Фест, Мал­лия и др.). Про­ис­хо­дит сло­же­ние еди­ной ви­зу­аль­ной куль­ту­ры. В де­ко­ри­ров. ке­ра­ми­ке вы­де­ля­ют тип «Ка­ма­рес» (20–18 вв. до н. э.): рос­пись свет­лым и оран­же­вым по тём­но­му ма­то­во­му фо­ну, с изо­би­ли­ем фан­та­стич. рас­тит. мо­ти­вов (со­су­ды из Кнос­са и Фес­та, Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он). С 16 в. до н. э. – «двор­цо­вый стиль» (ате­кто­нич­ная рос­пись тём­ным по свет­ло­му фо­ну): мор. мо­ти­вы (со­суд с ось­ми­но­гом из Па­ле­ка­ст­ро, там же) и слож­ные рас­тит. узо­ры, по­кры­ваю­щие всю по­верх­ность из­де­лия. Ми­ной­ские юве­ли­ры вир­ту­оз­но вла­де­ли тех­ни­кой зер­ни и фи­ли­гра­ни – зо­ло­тая под­вес­ка с изо­бра­же­ни­ем па­ры пчёл или ос из Мал­лии (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он).

Раз­ви­ва­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись, в пе­ри­од ран­них двор­цов сте­ны и по­лы име­ют мо­но­хром­ное по­кры­тие или про­стые узо­ры, в пе­ри­од но­вых двор­цов ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны фи­гу­ра­тив­ные изо­бра­же­ния. Наи­луч­шую со­хран­ность име­ют фре­ски Кнос­са (сце­на ри­ту­аль­ных игр с бы­ком, «Па­ри­жан­ка», сбор цве­тов, «царь-жрец» и др.) и рос­пи­си Фе­ры (ланд­шафт с лас­точ­ка­ми, мор. пей­заж с го­ро­да­ми и ко­раб­ля­ми и др.). Мно­го­фи­гур­ные сце­ны есть и на рель­еф­ных со­су­дах: на ри­то­не из Агия-Триа­ды (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он) – ку­лач­ный бой и иг­ры с бы­ком в по­ме­ще­нии; на зо­ло­тых ми­ной­ских куб­ках из ми­кен­ско­го за­хо­ро­не­ния в Ваф­фио – ланд­шафт с бы­ка­ми и людь­ми (Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны). Фраг­мен­ты фре­сок в «ми­ной­ском сти­ле» най­де­ны за пре­дела­ми Эгеи­ды, в двор­цах в Ава­ри­се (Еги­пет), Тель-Каб­ри (Из­ра­иль) и Ала­ла­хе (Тур­ция). Для тер­ри­то­рии ма­те­ри­ко­вой Гре­ции в пе­ри­од сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка ха­рак­тер­на ми­ний­ская ке­ра­ми­ка с про­стым зо­наль­ным гео­мет­рич. де­ко­ром.

В позд­нем брон­зо­вом ве­ке (ок. 1625–1125 до н. э.) про­ис­хо­дит уси­ле­ние отд. го­ро­дов и сло­же­ние ми­кен­ской куль­ту­ры. В ук­ре­п­лён­ных го­ро­дах (Ми­ке­ны, Ти­ринф, Пи­лос и др.) центр. по­строй­кой в ци­та­де­лях ста­но­вит­ся ме­гарон. О ху­дож. вку­сах эли­ты ахей­цев да­ёт пред­став­ле­ние ин­вен­тарь «шахт­ных гроб­ниц» Ми­кен (Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны): в за­хо­ро­не­ни­ях кру­га «Б» (17 – нач. 16 вв. до н. э.) най­де­ны ке­ра­мич. и ме­тал­лич. со­су­ды, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния [ча­ша в фор­ме ут­ки из гор­но­го хру­ста­ля (гроб­ни­ца «Оме­га») и по­гре­баль­ная мас­ка из элек­тру­ма (гроб­ни­ца «Гам­ма»)]. В гроб­ни­цах IV и V кру­га «А» (16 в. до н. э.) об­на­ру­же­но 5 зо­ло­тых по­гре­баль­ных ма­сок с порт­рет­ны­ми чер­та­ми (в т. ч. «мас­ка Ага­мем­но­на») и брон­зо­вые кин­жа­лы (сме­шан­ная тех­ни­ка: чернь и ин­кру­ста­ция зо­ло­том и се­реб­ром) со сце­на­ми охо­ты и при­род­ны­ми мо­ти­ва­ми: они сви­де­тель­ст­ву­ют о ху­дож. кон­так­тах с ми­ной­ским Кри­том и др. ре­гио­на­ми древ­не­го ми­ра (напр., се­реб­ря­ный ри­тон из центр. Ана­то­лии в фор­ме оле­ня, гроб­ни­ца IV). На Кри­те двор­цы час­тич­но по­лу­ча­ют но­вое оформ­ле­ние («Трон­ный зал» в Кнос­се). Но­вая фре­ско­вая про­грам­ма двор­ца в Пи­ло­се вклю­ча­ет сце­ны охо­ты и вой­ны. Рас­ши­ря­ют­ся ахей­ские го­ро­да и их ук­ре­п­ле­ния (напр., т. н. Льви­ные во­ро­та в Ми­ке­нах, 13 в. до н. э., см. илл. к ст. Гре­ция Древ­няя). Вме­сто шахт­ных гроб­ниц рас­про­стра­ня­ет­ся тип гроб­ни­цы-то­ло­са (са­мый из­вест­ный при­мер – «Со­кро­вищ­ни­ца Ат­рея» в Ми­ке­нах, 13 в. до н. э.). Па­мят­ни­ком кри­то-ми­кен­ско­го кру­га яв­ля­ет­ся и сар­ко­фаг из Агия-Триа­ды (14 в. до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он). В де­ко­ри­ров. ке­ра­ми­ке по­ми­мо про­дол­же­ния ми­ной­ско­го («мор­ско­го») и ми­кен­ско­го (гео­мет­ри­че­ско­го) сти­лей по­яв­ля­ют­ся фи­гу­ра­тив­ные сце­ны (напр., кра­тер с изо­бра­же­ния­ми вои­нов, 13 в. до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны). Ми­кен­ское куль­тур­ное влия­ние ощу­ща­ет­ся в Зап. Ана­то­лии (на­ход­ки из Ми­ле­та и Ли­ман­те­пе) и по Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рью (осо­бен­но на Ки­пре).

Лит.: Си­до­ро­ва Н. А. Ис­кус­ст­во Эгей­ско­го ми­ра. М., 1972; Dickinson O. The Aegean Bronze Age. Camb., 1994; Со­кро­ви­ща Трои из рас­ко­пок Ген­ри­ха Шли­ма­на. М., 1996; Ан­д­ре­ев Ю. В. От Ев­ра­зии к Ев­ро­пе. Крит и Эгей­ский мир в эпо­ху брон­зы и ран­не­го же­ле­за (III – на­ча­ло I тыс. до н. э.). СПб., 2002; Betancourt P. B. Introduction to Aegean art. Phil., 2007; The Oxford handbook of the Bronze Age Aegean (ca. 3000–1000 BC). Oxf., 2010; Зин­чен­ко С. А. Вве­де­ние в ос­но­вы ис­кус­ст­ва Эгей­ско­го ми­ра. М.; Бер­лин, 2015.

Вернуться к началу