ВИТРА́Ж
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИТРА́Ж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоят. панно) из стекла или др. материала, пропускающего свет. В строит. практике В. также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (Египет) и Риме, простейшие В. существовали в Др. Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Др. Риме – с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, ок. 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре-ин-Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естеств. прожилок. В 10–12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохр.) и Германии (собор в Аугсбурге, витражи – сер. 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая
из торжественно застывших фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готич. храмах с их огромной высотой, простором и колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религ. сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской Богоматери, витражи – 13–14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14–15 вв. иск-во В. получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в г. Уэльс и др.), где готич. традиции сохранялись вплоть до 18 в., а также в ряде др. стран (в Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для ср.-век. В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло в Италии; А. Дюрер в Германии), но В. чаще всего представляет собой живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» В. – однотонные, со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, превращаясь в настенные картинки на стекле.
Пробудившийся во 2-й пол. 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить иск-во В., однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого худож. значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи модерна («Рыцарь» М. А. Врубеля, ГТГ). По-новому подошли к проблеме В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс, М. Шагал), которые включали свои композиции в единую систему декорирования интерьера: они играли роль ритмически острых и насыщенных по цвету осн. худож. акцентов. С сер. 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Совр. В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, 3-слойные из органич. стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые худож. возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразит. композиции.