Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИТРА́Ж

Авторы: И. М. Глозман
«Распятие». Витраж западного фасада собора Нотр-Дам в Шартре. 1145–55.

ВИТРА́Ж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стек­ло), ор­на­мен­таль­ная или сю­жет­ная де­ко­ра­тив­ная ком­по­зи­ция (в ок­не, две­ри, пе­ре­го­род­ке, в ви­де са­мо­сто­ят. пан­но) из стек­ла или др. ма­те­риа­ла, про­пус­каю­ще­го свет. В стро­ит. прак­ти­ке В. так­же на­зы­ва­ют сплош­ное или час­тич­ное ос­тек­ле­ние фа­са­да. Цвет­ные В., за­пол­няю­щие окон­ные про­ёмы, соз­да­ют бо­га­тую иг­ру ок­ра­шен­но­го све­та и су­ще­ст­вен­но влия­ют на эмо­цио­наль­ную вы­ра­зи­тель­ность ин­терь­е­ра. Су­дя по фраг­мен­там плос­ко­го цвет­но­го стек­ла, най­ден­ным в Бе­ни-Ха­са­не (Еги­пет) и Ри­ме, про­стей­шие В. су­ще­ст­во­ва­ли в Др. Егип­те со 2-го тыс. до н. э., а в Др. Ри­ме – с 1 в. н. э. В ран­не­хри­сти­ан­ских ба­зи­ли­ках Ри­ма (Сан­та-Са­би­на, ок. 430) и Ра­вен­ны (Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се, 549) за­пол­не­ни­ем окон­ных рам слу­жи­ли але­бастр и се­ле­нит, ко­то­рые при­глу­ша­ли в ин­терь­е­ре яр­кий днев­ной свет и соз­дава­ли свое­об­раз­ный де­ко­ра­тив­ный эф­фект бла­го­да­ря иг­рав­ше­му в по­лу­мра­ке при­хот­ли­во­му узо­ру ес­теств. про­жи­лок. В 10–12 вв. в ро­ман­ских хра­мах Фран­ции (со­бор Нотр-Дам в Шар­тре до пе­ре­строй­ки в 1260; ба­зи­ли­ка аб­бат­ст­ва Клю­ни, 11 в., не сохр.) и Гер­ма­нии (со­бор в Аугс­бур­ге, вит­ра­жи – сер. 12 в.) по­яви­лись сю­жет­ные В. из кус­ков цвет­но­го (крас­но­го и си­не­го) стек­ла, вы­ре­зан­ных по кон­ту­ру изо­бра­же­ний и скре­п­лён­ных свин­цо­вы­ми по­лос­ка­ми. Ка­ж­дая

из тор­же­ст­вен­но за­стыв­ших фи­гур свя­тых («Про­ро­ки» со­бо­ра в Аугс­бур­ге) за­пол­ня­ла окон­ный про­ём. Про­ни­кав­ший сквозь В. ок­ра­шен­ный свет на­пол­нял ин­терь­ер ат­мо­сфе­рой та­ин­ст­вен­но­сти. Это впе­чат­ле­ние ста­ло осо­бен­но ощу­ти­мым в го­тич. хра­мах с их ог­ром­ной вы­со­той, про­сто­ром и ко­лос­саль­ны­ми ок­на­ми. В эпо­ху го­ти­ки тех­ни­ка В. ос­та­ёт­ся той же, что и в ро­ман­скую, но обо­га­ща­ет­ся цве­то­вой на­бор стё­кол, ус­лож­ня­ют­ся сю­же­ты; на­ря­ду с ре­лиг. сце­на­ми по­яв­ля­ют­ся бы­то­вые, изо­бра­жаю­щие труд ре­мес­лен­ни­ков (со­бор Нотр-Дам в Шар­тре, по­сле 1260). Цвет­ное стек­ло до­пол­ня­ет­ся бес­цвет­ным, встав­ки ко­то­ро­го соз­да­ют эф­фект ир­рацио­наль­но­го про­стран­ст­вен­но­го фо­на (со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри, вит­ра­жи – 13–14 вв., рес­тав­ри­ро­ва­ны в 19 в.), де­та­ли по­рой вы­пол­ня­ют­ся рос­пи­сью. В 14–15 вв. иск-во В. по­лу­ча­ет раз­ви­тие в Анг­лии (Вест­мин­стер­ское аб­бат­ст­во в Лон­до­не, со­бор в г. Уэльс и др.), где го­тич. тра­ди­ции со­хра­ня­лись вплоть до 18 в., а так­же в ря­де др. стран (в Швей­ца­рии, Ита­лии, Поль­ше). Но по­сте­пен­но в В. всё боль­шую роль на­чи­на­ет иг­рать рос­пись, он ут­ра­чи­ва­ет спе­ци­фи­че­скую для ср.-век. В. пло­ско­ст­ность, фор­мы дро­бят­ся, мель­ча­ют. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния эс­ки­зы и кар­то­ны для В. вы­пол­ня­ют вы­даю­щие­ся ху­дож­ни­ки (Л. Ги­бер­ти, П. Уч­чел­ло, До­на­тел­ло в Ита­лии; А. Дю­рер в Гер­ма­нии), но В. ча­ще все­го пред­став­ля­ет со­бой жи­во­пись на стек­ле. В 16 в. для ук­ра­ше­ния жи­ли­ща при­ме­ня­ют «ка­би­нет­ные» В. – од­но­тон­ные, со свет­ски­ми сю­же­та­ми. В эпо­ху ба­рок­ко и клас­си­циз­ма В. поч­ти со­всем ис­че­за­ет из ин­терь­е­ра, пре­вра­ща­ясь в на­стен­ные кар­тин­ки на стек­ле.

М. Шагал. «Моисей, Давид и Иеремия». Витраж собора Сент-Этьенн в Меце. 1960.

Про­бу­див­ший­ся во 2-й пол. 19 в. ин­те­рес к го­ти­ке вы­звал по­пыт­ки воз­ро­дить иск-во В., од­на­ко они све­лись к де­ко­ра­тив­ной сти­ли­за­ции, не имев­шей боль­шо­го ху­дож. зна­че­ния. Стрем­ле­ние к под­чёрк­ну­той эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти ин­терь­е­ра по­ро­ж­да­ет В. эпо­хи мо­дер­на («Ры­царь» М. А. Вру­бе­ля, ГТГ). По-но­во­му по­до­шли к про­бле­ме В. ху­дож­ни­ки 20 в. (Ф. Ле­же, А. Ма­тисс, М. Ша­гал), ко­то­рые вклю­ча­ли свои ком­по­зи­ции в еди­ную сис­те­му де­ко­ри­ро­ва­ния ин­терь­е­ра: они иг­ра­ли роль рит­ми­че­ски ост­рых и на­сы­щен­ных по цве­ту осн. ху­дож. ак­цен­тов. С сер. 1950-х гг. по­лу­чи­ли раз­ви­тие В.-пе­ре­го­род­ки, ис­поль­зуе­мые как за­щи­та от вет­ра пе­ред вхо­дом в зда­ние, и В.-пан­но с под­све­том, ко­то­рые не­ред­ко ста­но­вят­ся де­ко­ра­тив­ной до­ми­нан­той ин­терь­е­ра. Совр. В. со­став­ля­ют из ку­соч­ков стек­ла и ар­ми­ру­ют свин­цо­вой, сталь­ной или пла­ст­мас­со­вой лен­той. При­ме­ня­ют бес­цвет­ное и цвет­ное стек­ло. На бес­цвет­ное стек­ло на­но­сят узор гра­ви­ро­ва­ни­ем или трав­ле­ни­ем пла­ви­ко­вой ки­сло­той. Всё ча­ще соз­да­ют В. из мо­но­лит­ных стё­кол с рос­пи­сью спе­каю­щи­ми­ся крас­ка­ми, 3-слой­ные из ор­га­нич. стек­ла, а так­же из тол­сто­го ко­ло­то­го стек­ла и цвет­ных зер­кал, мон­ти­руе­мых на це­мен­те или же­ле­зо­бе­то­не. Де­ко­ра­тив­ную об­ра­бот­ку стек­ла для В. ве­дут пес­ко­струй­ным спо­со­бом, цвет­ным трав­ле­ни­ем, от­лив­кой и прес­со­ва­ни­ем, что по­зво­ля­ет вы­явить бо­га­тые ху­дож. воз­мож­но­сти стек­ла, его ма­те­ри­аль­ность, спо­соб­ность быть не толь­ко про­зрач­ным, но и сияю­щим, ше­ро­хо­ва­тым, ноз­д­ре­ва­тым, ис­кря­щим­ся. В. при­об­ре­та­ют пер­спек­тив­ную глу­би­ну, про­стран­ст­вен­ные пла­ны. Бо­га­тая цве­то­вая па­лит­ра и ши­ро­кие фак­тур­ные гра­да­ции по­зво­ля­ют соз­да­вать как ор­на­мен­таль­ные, так и изо­бра­зит. ком­по­зи­ции.

Лит.: Ми­ну­хин Е. Вит­ра­жи. Ри­га, 1959; Ar­mitage E. L. Stained glass: history, technology and practice. L., 1959; Lafond J. Le vitrail. P., 1966; Rollet J. Les maîtres de la lumière. P., 1980; Ка­за­ко­ва Л. В. Де­ко­ра­тив­ное стек­ло в со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ре, 1960–1980. М., 1989; Ива­нов Е. Ю. Фацет­ный вит­раж С.-Пе­тер­бур­га ру­бе­жа XIX–XX вв. Трав­ле­ные и пес­ко­ст­руй­ные вит­ра­жи С.-Пе­тер­бур­га на ру­бе­же XIX–XX вв. СПб., 2003.

Вернуться к началу