КЛУЭ́ ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛУЭ́ (Clouet), франц. живописцы и рисовальщики, нидерландцы по происхождению, отец и сын.
Жан (Жеанне) [ок. 1480–85(?), Эно (?), Юж. Нидерланды – между июлем 1540 и ноябрём 1541, Париж], крупнейший мастер франц. портрета 16 в. Вероятно, был сыном живописца Мишеля Клове (Clauwet;? — после 1519). Ж. Клуэ работал при дворе Франциска I (1516–36; с 1523 первый придворный живописец). Близкий по стилю фламандцам Я. Госсарту, Й. ван Клеве, Б. ван Орлею, Ж. Клуэ использовал композиц. решения и технику рисунка красным и чёрным мелом своих предшественников Ж. Фуке и Ж. Перреаля, а также общую культуру рисунка Леонардо да Винчи. Весь корпус приписываемых Ж. Клуэ портретов (св. 130) определён на основе аналогий с единственной документированной работой (живописный портрет Г. Бюде, 1536, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Наиболее ранними являются карандашные портреты сподвижников Франциска I в битве при Мариньяно (гр. дʼЭтамп, А. де Монморанси и др., 1519–20, Музей Конде, Шантийи), созданные для миниатюр «Комментариев к Галльской войне» (Нац. б-ка, Париж; Брит. б-ка, Лондон). В серии портретов членов королевской семьи и приближённых Франциска I зеркальное сходство сочетается с устойчивой репрезентативной схемой – погрудный срез фигуры в трёхчетвертном развороте, отстранённый взгляд, иератичность; вместе с тем подчёркиваются индивидуальные особенности моделей. В портретах «испанок» (фрейлин королевы – Пачеко, А. Манриквес и др., все – 1530–35, Музей Конде) появляются бóльшая живость в передаче характера модели, объёмная проработка, поиск более сложных хроматич. отношений. Живописные портреты менее непосредственны, однако отличаются тонкой проработкой цвета (Франциск I, ок. 1525–35, Лувр, Париж; «Неизвестный с томиком Петрарки», ок. 1530–35, Хэмптон-корт, Лондон, и др.). Ж. Клуэ – первый проф. портретист, ограничивший себя работой в одном этом жанре.
Франсуа (прозвище Жане) [ок. 1516–1520, Тур (?) – 22.9.1572, Париж], работал при дворах Франциска I, Генриха II, Франциска II, Карла IX (с 1540 первый придворный живописец). Используя в большинстве портретных произведений схему, созданную его отцом, привнёс во франц. живопись тип парадного портрета в рост (конный портрет Франциска I, 1540, галерея Уффици, Флоренция; Карл IX, ок. 1561 и ок. 1570, оба – Худож.-историч. музей, Вена; Елизавета Австрийская, 1571, Лувр, Париж). В карандашных портретах он тщательно моделирует светотенью объёмы, прорабатывая лицо, костюм, детали, доводя произведение до полной законченности (король Франции Генрих II, 1559, Эрмитаж, С.-Петербург; Елизавета Французская, 1559; Маргарита Валуа, ок. 1560, оба – Музей Конде). Исполняя портрет своего друга, аптекаря П. Кюта (1562, Лувр), художник обращается к типу камерного портрета, близкого произведениям художников итал. маньеризма А. Бронзино и Ф. Сальвиати. Ф. Клуэ расширяет границы портретного жанра (вводя в него обнажённую натуру и жанровые мотивы) в картине «Купающаяся женщина» (ок. 1570, Нац. галерея искусств, Вашингтон), вероятно, наделённой аллегорич. смыслом, как и «Купание Дианы» (ок. 1550–60, Музей изобразит. искусств, Руан) – редкий пример обращения художника к мифологич. жанру, стилистически близкий Фонтенбло школе.