НА́РБУТ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́РБУТ Георгий (Егор) Иванович [26.2(10.3).1886, хутор Нарбутовка Глуховского у. Черниговской губ. – 23.5.1920, Киев], укр. и рос. график. Из шляхетского рода. Брат В. И. Нарбута. Учился на историко-филологич. ф-те С.-Петерб. ун-та (1906–09), одновременно работал в мастерской И. Я. Билибина, посещал частную школу Е. Н. Званцевой (1907–1909), где занимался под рук. Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. На формирование Н. как художника решающее влияние оказала графика мастеров «Мира искусства» (член объединения с 1916); использовал стилистику модерна, строя композиции из разноцветных силуэтов, обведённых чёрной контурной линией. Подражание Билибину особенно ощутимо в ранних иллюстрациях к сказкам «Егорий Хоробрый» (1904), «Царь Кощей» (1905), «Война грибов» (1906). Работал для издательств «Шиповник» («Чёрные маски» Л. Н. Андреева, 1908, и др.), «Просвещение», «Пантеон»; по заказу И. Н. Кнебеля в 1907 и 1909–13 иллюстрировал детские книги (в т. ч. сказки Х. К. Андерсена «Соловей», «Прыгун», «Оловянный солдатик» и «Старый уличный фонарь»).
В 1910 Н. недолго посещал школу Ш. Холлоши в Мюнхене, копировал гравюры А. Дюрера. Влияние нем. югендстиля сказалось в усилении символистских настроений, проявившихся в композициях «Пейзаж с кометой» (акварель, тушь, перо, белила, ГРМ), «Оргáн» (издана в виде открытки; обе 1910), аллегориях на тему войны (1914–16) и исполненных для ж. «Лукоморье» мрачных аллегориях на 1914 и 1916. Увлечение Н. иск-вом рус. ампира, стремление к классич. определённости заметны в рисунках для ж. «Аполлон» (1910), в иллюстрациях к кн. «Игрушки» (1911) и в классицизированных, исполненных под воздействием графики Ф. П. Толстого иллюстрациях к разл. изданиям «Басен» И. А. Крылова (1911, 1912 и 1913; см. илл. к ст. Иллюстрация). В 1912 вместе с М. В. Добужинским совершил поездку по Украине, исполнил много архит. зарисовок. Оформил сборник стихотворений В. И. Нарбута «Аллилуйя» (1912, 2-е изд., 1922), книги «Современная русская графика» С. К. Маковского и Н. Э. Радлова (1914, совм. с С. В. Чехониным) и «Старинные усадьбы Харьковской губернии» (1917) Г. К. Лукомского. Автор мн. силуэтных портретов (с 1915).
В 1917 Н. уехал на Украину, где стал основоположником нац. школы графики. Сотрудничал с журналами «Мистецтво», «Наше минуле», «Зори», «Солнце труда». В последний период творчества был увлечён укр. лубком и старопечатной книгой («Украинская азбука», тушь, акварель, 1917–18; иллюстрации к «Энеиде» И. П. Котляревского, гуашь, 1919, оригиналы – Харьковский худож. музей); в архит. фантазиях (1917–19) отразились его размышления о трагич. коллизиях послереволюционных лет. Автор проектов герба Укр. державы, денежных знаков, марок и др. Проф. (с 1917) и ректор (с 1918) Укр. АХ.