ДЮФИ́ РАУЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮФИ́ (Dufy) Рауль (3.6.1877, Гавр – 23.3.1953, Форкалькье, Прованс), франц. живописец, график, мастер прикладного иск-ва. Учился в Худож. школе в Гавре (до 1897), где познакомился с Ж. Браком; затем в Школе изящных искусств в Париже (1900–01) у Л. Боннá. Ранние работы отмечены влиянием импрессионизма и постимпрессионизма («Сумерки в гаврском порту», 1904, Музей Кальве, Авиньон; «Пляж в Сент-Адресс», 1904, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Под воздействием живописи А. Матисса примкнул к группировке фовистов; в работах этого периода заметно также влияние П. Сезанна – впечатления от натуры передаются обобщёнными формами и сгустками форсированного цвета. Специфич. особенностью фовизма Д. был интерес к декоративным качествам цветовых плоскостей, наполняющих гор. среду: «Афиши в Трувилле»(1906, Нац. музей совр. иск-ва, Париж), «14 июля в Гавре. Улицы, украшенные флагами» (1906, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон). В живописи с 1909 доминируют флоральные мотивы и ритмы переплетающихся арабесок («Заброшенный сад», 1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Д. исполнял также гравюры, книжные иллюстрации (для произведений Г. Аполлинера, А. Доде), а с 1912 занялся росписями тканей, керамики, исполнением эскизов для шпалер (в 1941 работал совм. с Ж. Люрса).
С нач. 1920-х гг. Д. жил преим. на юге Франции; путешествовал по Сицилии и Марокко, посетил Италию, в 1930-е гг. Великобританию. К сер. 1920-х гг. сложился зрелый стиль Д. Он предпочитал сюжеты, в которых раскрывалась праздничная сторона жизни (воскресные гулянья, регаты, скачки, концерты и т. п.). Благодаря высокой линии горизонта пространств. отношения приводятся к плоскости, картинное поле делится на отд. цветовые зоны, поверх которых накладывается ажурный рисунок – деревья, постройки, фигурки людей словно парят в прозрачной спектральной среде. Лёгкая лазурь определяет тональность многих его полотен («Купальщицы в открытом море», 1925–27, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Морской праздник в Гавре», 1925, Гор. музей совр. иск-ва, Париж, и др.).
Д. занимался сценографией (пантомима «Бык на крыше» Д. Мийо, 1920, «Комедия Елисейских полей», Париж, и др.). Для Всемирной выставки 1937 в Париже Д. выполнил (совм. с братом, Жаном Дюфи, 1888–1964) крупномасштабное (60×10 м) панно «Фея электричества», в котором соединяются темы природы и истории, архит. мотивы и портреты учёных (ныне – Гор. музей совр. иск-ва, Париж). В поздний период творчества Д. писал преим. натюрморты и интерьеры, также лаконичные и изысканные работы, посвящённые музыке (серия «Скрипки» и картины-«посвящения» Ф. Шопену, И. С. Баху, В. А. Моцарту, К. Дебюсси).