Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮРСА́

ЛЮРСА́ (Lurçat) Жан (1.7.1892, Брюй­ер, деп-т Во­ге­зы – 6.1.1966, Сен-Поль-де-Ванс, деп-т При­мор­ские Аль­пы), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, мас­тер де­ко­ра­тив­но­го иск-ва, чл. франц. Ака­де­мии изящ­ных ис­кус­ств (1964). Брат А. Люр­са. Учил­ся у В. Пру­ве в Нан­си; в 1912 пе­ре­ехал в Па­риж, где обу­чал­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кус­ств и в ака­де­мии Ф. Ко­ла­рос­си у Б. Но­де­на. В 1914 по­шёл доб­ро­воль­цем на фронт; по­сле ра­не­ния вско­ре был де­мо­би­ли­зо­ван. Ран­ние жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния соз­да­ны под влия­ни­ем Ж. Бра­ка и А. Ма­тис­са; в 1920-е гг. ис­пы­тал воз­дей­ст­вие сюр­реа­лиз­ма («Па­лач», 1926, Му­зей Ж. Люр­са, Ан­же). В 1920–30-х гг. пу­те­ше­ст­во­вал по стра­нам Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка, по­се­тил Си­ци­лию, Ис­па­нию, Гре­цию, Тур­цию, Ма­рок­ко, СССР (в 1934) и США.

Ж. Люрса. Гобелен «Париж ночью» (фрагмент). Музей Ж. Люрса (Анже).

В 1916–17 впер­вые об­ра­тил­ся к соз­да­нию кар­то­нов для го­бе­ле­нов («Ве­чер в Гра­на­де»), ко­то­рые вы­тка­ла его мать; в 1920–24 они ис­пол­ня­лись в мас­тер­ской Hennebert в Ту­ло­не. Стре­мясь воз­ро­дить иск-во франц. ков­ро­тка­че­ст­ва, изу­чал се­рию шпа­лер «Ан­жер­ский Апо­ка­лип­сис» (2-я пол. 14 в.) в му­зее зам­ка в Ан­же. В 1936 по­лу­чил пер­вый за­каз от па­риж­ской го­бе­ле­но­вой ма­ну­фак­ту­ры («Ил­лю­зии Ика­ра»). В со­дру­же­ст­ве с тка­чом Ф. Та­ба­ром на ма­ну­фак­ту­ре в Обюс­со­не ис­пол­не­ны мно­го­числ. шпа­ле­ры по кар­то­нам Л., от­час­ти с при­ме­не­ни­ем ср.-век. тех­ни­ки руч­но­го тка­че­ст­ва: се­рия «Вре­ме­на го­да» (1939), «Зем­ля» (1943), «Че­ло­век» (1946), «Рек­рут ста де­ре­вень» (1947), «Сад по­этов» (1955), се­рия «Песнь ми­ра» (1957–66, Му­ни­ци­па­ли­тет, Ан­же), «По­ко­ре­ние кос­мо­са» (1960), «Че­ты­ре сти­хии» (1961) и др. В ков­рах Л., с их кон­тра­стом яр­ко сияю­щих и при­глу­шён­ных кра­сок, рас­ти­тель­ные фор­мы, изо­бра­же­ния жи­вот­ных, ге­раль­дич. зна­ки спле­та­ют­ся в изо­щрён­ные, при­чуд­ли­вые ор­на­мен­таль­ные ком­по­зи­ции (см. илл. к ст. Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во). Из­вес­тен так­же как книж­ный ил­лю­ст­ра­тор (ри­сун­ки к из­да­ни­ям собств. сти­хо­тво­ре­ний), ке­ра­мист и сце­но­граф. Ав­тор не­сколь­ких книг об ис­то­рии и тех­ни­ке иск-ва шпа­лер от сред­них ве­ков до на­ших дней.

Лит.: Tapisseries nouvelles de J. Lurçat. P., 1956; Faux C. Lurçat а̀ haute voix. P., 1962; Аби­дин Д. Ж. Люр­са // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР. 1966. № 7; Ко­валь Р. Все­лен­ная Ж. Люр­са // Там же. 1983. № 4; Les Domai­nes de J. Lurçat. (Cat.). Angers, 1986; Roy C. J. Lurç at. Toulouse, 1992; Denizeau G. L’Œ euv­re peint de J. Lurç at: Catalogue raisonnè, 1910–1965. Lausanne, 1998.

Вернуться к началу