Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОРИ́НА ФРАНЦИСК

Ф. Скорина. Автопортрет из изданной им самим Книги Исуса сына Сирахова. Гравюра на дереве. 1517.

СКОРИ́НА Фран­циск [ок. 1486–90, По­лоцк, Вел. кн-во Ли­тов­ское, ны­не в Бе­ло­рус­сии – ме­ж­ду ию­лем 1539 и ию­нем 1541 (по др. дан­ным, не позд­нее янв. 1552), Пра­га?], бе­ло­рус. и вост.-слав. пер­во­пе­чат­ник и про­све­ти­тель. Сын куп­ца. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил, ве­ро­ят­но, в шко­ле при Со­фий­ском со­бо­ре в По­лоц­ке и в Виль­но. В 1506 по­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра сво­бод­ных ис­кусств в Кра­ков­ском ун-те, в 1512 – сте­пень док­то­ра ме­ди­ци­ны в Па­ду­ан­ском ун-те. По-видимому, в 1516 по­се­лил­ся в Пра­ге, где в осн. за­вер­шил свой пе­ре­вод на цер­ков­но­сла­вян­ский язык и ком­мен­ти­ро­ва­ние тек­ста Биб­лии на ос­но­ве лат., чеш­., др.-евр. и цер­ков­но­славян­ских ис­точ­ни­ков. В 1517–19 в Пра­ге арен­до­вал ти­по­гра­фию, где вы­пус­тил 20 из­да­ний, со­дер­жав­ших 23 кни­ги Вет­хо­го За­ве­та. Ис­поль­зо­вал собств. ти­по­граф­ские ма­те­риа­лы; шриф­ты С. – про­из­ве­де­ния вост.-слав. де­ко­ра­тив­но­го иск-ва. Язык из­да­ний – цер­ков­но­сла­вян­ский с влия­ни­ем ста­ро­бе­ло­рус­ско­го. Из­да­ния С. ил­лю­ст­ри­ро­ва­ны гра­вю­ра­ми на де­ре­ве, ук­ра­ше­ны за­став­ка­ми и ини­циа­ла­ми. Ка­ж­до­му из них и всей Биб­лии в це­лом впер­вые в слав. из­да­ни­ях ки­рил­лов­ско­го шриф­та пред­по­слан ти­туль­ный лист, в 2 из­да­ни­ях впер­вые в из­дательской прак­ти­ке по­ме­щён порт­рет С. Ок. 1520 пе­ре­ехал в Виль­но, где ор­га­ни­зо­вал ти­по­гра­фию, в ко­то­рой ок. 1522 вы­пус­тил «Ма­лую по­до­рож­ную книж­ку» (вклю­ча­ет 23 час­ти, в т. ч. Псал­тирь, Ча­со­сло­вец, Со­бор­ник; не­ко­то­рые из них, воз­мож­но, из­да­ва­лись как отд. вы­пус­ки), а в 1525 «Апо­стол». Не позд­нее 1523 стал вы­пол­нять функ­ции сек­ре­та­ря ви­лен­ско­го еп. (1519–36, до 1531 и. д.) Яна, вне­брач­но­го сы­на польск. ко­ро­ля и вел. кн. ли­тов­ско­го Си­гиз­мун­да I Ста­ро­го; за­ни­мал­ся так­же мед. прак­ти­кой. В ап­ре­ле – ию­не 1532 был за­клю­чён в тюрь­му в По­зна­ни за от­каз вы­пла­тить дол­ги умер­ше­го бра­та Ива­на, од­на­ко ука­за­ми ко­ро­ля Си­гиз­мун­да I при­знан сво­бод­ным от дол­гов, не­под­суд­ным и не под­ле­жа­щим юрис­дик­ции вое­вод, ста­рост и др. чи­нов­ни­ков, пра­во су­да над С. пре­до­став­ля­лось толь­ко ко­ро­лю и его на­след­ни­кам. С 1535 са­дов­ник-бо­та­ник пар­ка ко­ро­ля Бо­ге­мии Фер­ди­нан­да I Габс­бур­га на Град­ча­нах в Пра­ге.

Праж­ские и ви­лен­ские из­да­ния С. снаб­же­ны пре­ди­сло­вия­ми и по­сле­сло­вия­ми, на ос­но­ва­нии ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­ли ре­кон­ст­руи­ро­ва­ли ми­ро­воз­зре­ние С., сис­те­му его пра­во­вых, эс­те­тич., пе­да­го­гич. и др. взгля­дов. При­дер­жи­вал­ся ари­сто­те­лев­ско-пто­ле­ме­ев­ской сис­те­мы ми­ра. Счи­тал, что в Биб­лии со­дер­жит­ся «бо­же­ст­вен­ная и ес­те­ст­вен­ная муд­рость», ви­дел её ис­точ­ни­ком мо­раль­ных норм, уни­вер­саль­ным ис­точ­ни­ком свет­ских зна­ний, свое­об­раз­ной эн­цик­ло­пе­ди­ей на­ук. Впер­вые в вост.-слав. куль­ту­ре по­ста­вил про­бле­му ин­тер­пре­та­ции Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­пы­тал­ся тео­ре­ти­че­ски обос­но­вать пра­во чи­та­те­ля на сво­бод­ное изу­че­ние Биб­лии, ут­вер­ждал прин­цип лич­но­го от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к ве­ре. Ин­тер­пре­ти­ро­вал сю­же­ты Биб­лии в ду­хе ре­нес­санс­но­го гу­ма­низ­ма. От­ме­чал, что по­зна­ние – од­на из су­ще­ст­вен­ных функ­ций ду­хов­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка.

Од­но из важ­ных от­ли­чий книг, на­печа­тан­ных С., – их ори­ен­ти­ро­ван­ность на ши­ро­кие слои слав. на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го. Они ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ду­хов­ной куль­ту­ры вост.-слав. земель, широко рас­про­стра­ня­лись, в т. ч. в Рус. гос-ве, где сти­му­ли­ро­ва­ли воз­ник­но­ве­ние кни­го­пе­ча­та­ния.

Имя С. но­сят ули­цы в По­лоц­ке и Мин­ске, ма­лая пла­не­та № 3283, ун-т в Гомеле; па­мят­ни­ки С. ус­та­нов­ле­ны в По­лоц­ке, Мин­ске, Ли­де, Ка­ли­нин­гра­де и Пра­ге.

Соч.: Тво­ры. Мiнск, 1990.

Лит.: Вла­ди­ми­ров П. В. Док­тор Ф. Ско­ри­на: его пе­ре­во­ды, пе­чат­ные из­да­ния и язык. СПб., 1888; По­док­шин С. А. Ф. Ско­ри­на. М., 1981; Ф. Ско­ри­на и его вре­мя: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский спра­воч­ник. Минск, 1990; Не­ми­ров­ский Е. Л. Ф. Ско­ри­на. Минск, 1990; Ф. Ска­ры­на: Жыц­цё і дзей­насць. Мінск, 1990; Га­лен­чан­ка Г. Я. Ф. Ска­ры­на, беларускi i усход­неславянскi пер­шад­ру­кар. Мiнск, 1993.

Вернуться к началу