СКОРИ́НА ФРАНЦИСК
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКОРИ́НА Франциск [ок. 1486–90, Полоцк, Вел. кн-во Литовское, ныне в Белоруссии – между июлем 1539 и июнем 1541 (по др. данным, не позднее янв. 1552), Прага?], белорус. и вост.-слав. первопечатник и просветитель. Сын купца. Первоначальное образование получил, вероятно, в школе при Софийском соборе в Полоцке и в Вильно. В 1506 получил степень бакалавра свободных искусств в Краковском ун-те, в 1512 – степень доктора медицины в Падуанском ун-те. По-видимому, в 1516 поселился в Праге, где в осн. завершил свой перевод на церковнославянский язык и комментирование текста Библии на основе лат., чеш., др.-евр. и церковнославянских источников. В 1517–19 в Праге арендовал типографию, где выпустил 20 изданий, содержавших 23 книги Ветхого Завета. Использовал собств. типографские материалы; шрифты С. – произведения вост.-слав. декоративного иск-ва. Язык изданий – церковнославянский с влиянием старобелорусского. Издания С. иллюстрированы гравюрами на дереве, украшены заставками и инициалами. Каждому из них и всей Библии в целом впервые в слав. изданиях кирилловского шрифта предпослан титульный лист, в 2 изданиях впервые в издательской практике помещён портрет С. Ок. 1520 переехал в Вильно, где организовал типографию, в которой ок. 1522 выпустил «Малую подорожную книжку» (включает 23 части, в т. ч. Псалтирь, Часословец, Соборник; некоторые из них, возможно, издавались как отд. выпуски), а в 1525 «Апостол». Не позднее 1523 стал выполнять функции секретаря виленского еп. (1519–36, до 1531 и. д.) Яна, внебрачного сына польск. короля и вел. кн. литовского Сигизмунда I Старого; занимался также мед. практикой. В апреле – июне 1532 был заключён в тюрьму в Познани за отказ выплатить долги умершего брата Ивана, однако указами короля Сигизмунда I признан свободным от долгов, неподсудным и не подлежащим юрисдикции воевод, старост и др. чиновников, право суда над С. предоставлялось только королю и его наследникам. С 1535 садовник-ботаник парка короля Богемии Фердинанда I Габсбурга на Градчанах в Праге.
Пражские и виленские издания С. снабжены предисловиями и послесловиями, на основании которых исследователи реконструировали мировоззрение С., систему его правовых, эстетич., педагогич. и др. взглядов. Придерживался аристотелевско-птолемеевской системы мира. Считал, что в Библии содержится «божественная и естественная мудрость», видел её источником моральных норм, универсальным источником светских знаний, своеобразной энциклопедией наук. Впервые в вост.-слав. культуре поставил проблему интерпретации Священного Писания, попытался теоретически обосновать право читателя на свободное изучение Библии, утверждал принцип личного отношения человека к вере. Интерпретировал сюжеты Библии в духе ренессансного гуманизма. Отмечал, что познание – одна из существенных функций духовной природы человека.
Одно из важных отличий книг, напечатанных С., – их ориентированность на широкие слои слав. населения, прежде всего Вел. кн-ва Литовского. Они оказали большое влияние на развитие духовной культуры вост.-слав. земель, широко распространялись, в т. ч. в Рус. гос-ве, где стимулировали возникновение книгопечатания.
Имя С. носят улицы в Полоцке и Минске, малая планета № 3283, ун-т в Гомеле; памятники С. установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде и Праге.