ЛУКА́ ЛЕ́ЙДЕНСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКА́ ЛЕ́ЙДЕНСКИЙ, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) (1489 или 1494, Лейден – 8.8.1533, там же), нидерл. живописец и гравёр. Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (ок. 1460 – между 1534 и 1538) и у К. Энгелбректса. Работал преим. в Лейдене; во время пребывания в Антверпене (1521–1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами). В 1527 путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. Осн. часть творч. наследия Л. Л. составляет печатная графика. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508; «Давид и Саул», 1509; «Коровница», 1510; «Танец Магдалины», 1519; «Вергилий в корзине», 1525, и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию. Один из гл. мастеров Северного Возрождения, Л. Л. был первым нидерл. художником, при жизни получившим междунар. известность в качестве гравёра.
Графика Л. Л. впитала в себя стилистич. влияния А. Дюрера, а с кон. 1520-х гг.– мастеров итал. Возрождения (М. Раймонди). Проблемы композиции и техники интересовали Л. Л. больше, нежели верность традиции или эмоциональная наполненность религ. сцен. Его произведения отличаются иконографич. свободой и жанровой наблюдательностью, наполнены скрытыми аллегориями. Он был одним из первых графиков, продемонстрировавших понимание законов световоздушной перспективы. Число приписываемых Л. Л. живописных произведений относительно невелико; главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Гор. музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (ок. 1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, С.-Петербург). В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», ок. 1508–10, Гос. музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматич. ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров; такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер. В портретах («Автопортрет», ок. 1514, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг; «Мужской портрет», ок. 1521, Нац. галерея, Лондон) Л. Л. использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич. интерпретации модели. К творч. наследию Л. Л. обращались как нидерландские (П. Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итал. (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера.