КАНЕ́ВСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНЕ́ВСКИЙ Аминадав Моисеевич [17(29).3.1898, Елисаветград – 14.6.1976, Москва], рос. график, нар. худ. СССР (1973), д. чл. АХ СССР (1973). Учился в Москве – на рабфаке при Вхутемасе (1921–1924) у М. Ф. Шемякина, во Вхутеине (1924–30) у Н. Н. Купреянова, П. Я. Павлинова, В. А. Фаворского, Д. С. Моора. Чл. АХРР (1924–30), сотрудник сатирич. журналов «Безбожник у станка», «Прожектор», «Крокодил» (постоянный сотрудник с 1936), «Мурзилка» и др. Автор иронических, преим. гротесковых, рисунков, К. смело шаржировал облик своих персонажей не только в карикатурах, но и в книжной иллюстрации [«Помпадуры и помпадурши» (1935) и «За рубежом» (1939) М. Е. Салтыкова-Щедрина; «Басни» С. В. Михалкова (1946, совм. с Кукрыниксами); также произведения В. В. Маяковского, И. А. Крылова и др.], раскрывал смысл образа с помощью неожиданных и острых метафор. Любимый инструмент (перо) вносил свободу и энергию в смелый рисунок; цвет в нужных случаях добавлялся акварельной подкраской. Много работал в области детской иллюстрации («Золотой ключик» А. Н. Толстого, 1943; книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Н. Н. Носова и др.), сохраняя стиль лёгкого, ироничного и весёлого комментария к тексту. Лишь с 1950-х гг., в работе над иллюстрациями к произведениям Н. В. Гоголя, К. вынужден был перейти к активно тогда насаждавшейся технике чёрной (а затем и цветной) акварели. Его рисунки отчасти теряют прежний темп и свободу сатирич. преувеличений; повествовательность берёт верх над гротескной остротой. Создавал также плакаты (1930-е гг.), станковые карикатуры, портреты, дружеские шаржи. Автор «Автобиографии» (опубл. в 1937), статей по вопросам иск-ва графики.