Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫСПЯ́НЬСКИЙ СТАНИСЛАВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. З. Башинджагян
С. Выспяньский. «Девочка с фиалками». Пастель. 1896. Национальный музей (Варшава).

ВЫСПЯ́НЬСКИЙ (Wyspiański) Ста­ни­слав (15.1.1869, Кра­ков – 28.11.1907, там же), польск. дра­ма­тург, по­эт, ху­дож­ник, те­ат­раль­ный дея­тель. Сын скульп­то­ра Фран­ци­ше­ка Вы­спянь­ско­го (1836–1902). В 1887–95 (с пе­ре­ры­ва­ми) учил­ся од­но­вре­мен­но в кра­ков­ской Шко­ле изящ­ных ис­кусств, в мас­тер­ской Я. Ма­тей­ко и в Ягел­лон­ском ун-те. C 1890 про­дол­жил проф. об­ра­зо­ва­ние за гра­ни­цей (Ав­ст­рия, Ита­лия, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Фран­ция). В 1891–94 по­дол­гу жил в Па­ри­же. В 1894 вер­нул­ся в Кра­ков. На­чал творч. дея­тель­ность как по­эт. Ли­ри­ка В. про­зрач­на и про­ста по фор­ме; её осн. те­ма – кра­со­та род­ной зем­ли. В 1897 В. во­шёл в ре­дак­цию кра­ков­ско­го мо­дер­ни­ст­ско­го ж. «Жизнь» («Życie»), где бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны его пер­вые пье­сы – «Вар­ша­вян­ка» («Warszawianka», 1898), «Клят­ва» («Kląt­wa», 1899). Пре­по­да­вал в кра­ков­ской АХ (с 1902; проф. с 1906). В.-ху­дож­ник пи­сал от­ме­чен­ные утон­чён­ным мас­тер­ст­вом и пси­хо­ло­гич. про­ник­но­вен­но­стью пас­тель­ные порт­ре­ты (дет­ские; ав­то­порт­ре­ты; се­рия порт­ре­тов ар­ти­стов – ис­пол­ни­те­лей ро­лей в его пье­сах, 1902–04, и др.) и пей­за­жи («Вид на холм Кос­тюш­ко», 1905, Нац. му­зей, Вар­ша­ва). Соз­да­вал так­же эс­ки­зы вит­ра­жей: для фран­ци­скан­ско­го кос­тё­ла (1897–1902), для зда­ния Об-ва вра­чей (1904; оба – в Кра­ко­ве). От­ли­чаю­щие­ся мрач­ной экс­прес­си­ей эс­ки­зы вит­ра­жей для Ва­вель­ско­го со­бо­ра в Кра­ко­ве (1900–02) вос­кре­ша­ли ис­то­рич. об­ра­зы – Ка­зи­ми­ра Ве­ли­ко­го, св. Ста­ни­сла­ва, Ген­ри­ха Бла­го­чес­ти­во­го – в об­ли­ке ожив­ших му­мий, ске­ле­тов в лох­моть­ях ко­ро­лев­ских ман­тий. Как книж­ный ил­лю­ст­ра­тор В. дос­тиг де­ко­ра­тив­но­го един­ст­ва шриф­та и рас­тит. ор­на­мен­та (ил­лю­ст­ра­ции к «Илиа­де», 1903, и др.). Вы­пол­нял эс­ки­зы де­ко­ра­ций и кос­тю­мов к собств. спек­так­лям в Кра­ков­ском дра­ма­тич. те­ат­ре, так­же для ме­бе­ли, тка­ней, из­де­лий для ме­тал­ла.

Наи­боль­шую сла­ву В. при­нес­ли его мно­го­числ. дра­мы. В. об­ра­щал­ся в них к биб­лей­ским ле­ген­дам и ан­тич­ным ми­фам [«Про­те­си­лай и Лао­да­мия» («Pro­tesilas i Laodamia», 1898), «Ак­ро­поль» («Akropolis», 1904) и др.], к древ­ней ис­то­рии Поль­ши [«Ле­ген­да» («Legen­da», 1897), «Бо­ле­слав Сме­лый» («Bo­lesław Ś miały», 1900) и др.]. Зна­чит. часть дра­ма­тур­гич. на­сле­дия В. со­став­ля­ют пье­сы о со­бы­ти­ях польск. нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния 19 в. [«Ле­ле­вель» («Lelewel», 1899), «Ле­ги­он» («Legion», 1900) и др.]. В. был сме­лым но­ва­то­ром в об­лас­ти дра­мы: ис­поль­зуе­мые им при­ё­мы не­од­но­знач­но­го по смыс­лу «от­кры­то­го фи­на­ла», па­ра­док­саль­но­го мон­та­жа не сты­кую­щих­ся во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве сцен, сме­ше­ния ре­аль­ных и вы­мыш­лен­ных пер­со­на­жей, бы­то­во­го и ле­ген­дар­но-ми­фо­ло­гич. пла­нов да­ва­ли ос­но­ва­ние кри­ти­ке на­зы­вать В. и нео­ро­ман­ти­ком, и сим­во­ли­стом, и экс­прес­сио­ни­стом. В пье­се «Но­ябрь­ская ночь» («Noc listo­padowa», 1904) о вос­ста­нии 1831 на­рав­не с ис­то­рич. пер­со­на­жа­ми дей­ст­ву­ют, вме­ши­ва­ясь в со­бы­тия, ожив­шие ста­туи ста­рин­но­го вар­шав­ско­го пар­ка Ла­зен­ки. Для дра­мы «Ос­во­бо­ж­де­ние» («Wyz­wo­lenie», 1903) В. из­брал ори­ги­наль­ную сце­нич. фор­му «те­ат­ра в те­ат­ре». Те­мы ви­ны и воз­мез­дия, нрав­ст­вен­но­го па­де­ния и ис­ку­п­ле­ния че­рез стра­да­ние пре­лом­ле­ны в са­мой из­вест­ной дра­ме В. – «Свадь­ба» («Wesele», 1901, эк­ра­ни­за­ция А. Вай­ды, 1973), где В. при­ме­нил свой из­люб­лен­ный при­ём сме­ше­ния пер­со­на­жей из раз­ных эпох. Свои взгля­ды на совр. дра­му В. из­ло­жил в эс­се «Этюд о Гам­ле­те» (1905). На сце­не Кра­ков­ско­го дра­ма­тич. те­ат­ра осу­ще­ст­вил пер­вую пост. «Дзя­дов» А. Миц­ке­ви­ча и сам офор­мил её как сце­но­граф (1901).

Соч.: Dzieła. Warsz., 1924–1932. T. 1–8; Dra­maty. 2 wyd. Kraków, 1955–1970. Vol. 1–2; Дра­мы. М., 1963.

Лит.: Оконь­ска А. Вы­спянь­ский. М., 1977; Wrzyniak R. Wokół Wesela S. Wyspiań ­skiego. Krakó w, 2001; Ба­шинд­жа­гян Н. З. На скре­ще­нии до­рог: Вы­спянь­ский – Крэг – Шил­лер // Ба­шинд­жа­гян Н. З. Те­атр Ле­о­на Шил­ле­ра. Ре­жис­сер и его вре­мя. М., 2005; Та­на­нае­ва Л. И. Три ли­ка поль­ско­го мо­дер­на. СПб., 2006.

Вернуться к началу