ВЫСПЯ́НЬСКИЙ СТАНИСЛАВ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫСПЯ́НЬСКИЙ (Wyspiański) Станислав (15.1.1869, Краков – 28.11.1907, там же), польск. драматург, поэт, художник, театральный деятель. Сын скульптора Францишека Выспяньского (1836–1902). В 1887–95 (с перерывами) учился одновременно в краковской Школе изящных искусств, в мастерской Я. Матейко и в Ягеллонском ун-те. C 1890 продолжил проф. образование за границей (Австрия, Италия, Швейцария, Германия, Франция). В 1891–94 подолгу жил в Париже. В 1894 вернулся в Краков. Начал творч. деятельность как поэт. Лирика В. прозрачна и проста по форме; её осн. тема – красота родной земли. В 1897 В. вошёл в редакцию краковского модернистского ж. «Жизнь» («Życie»), где были опубликованы его первые пьесы – «Варшавянка» («Warszawianka», 1898), «Клятва» («Klątwa», 1899). Преподавал в краковской АХ (с 1902; проф. с 1906). В.-художник писал отмеченные утончённым мастерством и психологич. проникновенностью пастельные портреты (детские; автопортреты; серия портретов артистов – исполнителей ролей в его пьесах, 1902–04, и др.) и пейзажи («Вид на холм Костюшко», 1905, Нац. музей, Варшава). Создавал также эскизы витражей: для францисканского костёла (1897–1902), для здания Об-ва врачей (1904; оба – в Кракове). Отличающиеся мрачной экспрессией эскизы витражей для Вавельского собора в Кракове (1900–02) воскрешали историч. образы – Казимира Великого, св. Станислава, Генриха Благочестивого – в облике оживших мумий, скелетов в лохмотьях королевских мантий. Как книжный иллюстратор В. достиг декоративного единства шрифта и растит. орнамента (иллюстрации к «Илиаде», 1903, и др.). Выполнял эскизы декораций и костюмов к собств. спектаклям в Краковском драматич. театре, также для мебели, тканей, изделий для металла.
Наибольшую славу В. принесли его многочисл. драмы. В. обращался в них к библейским легендам и античным мифам [«Протесилай и Лаодамия» («Protesilas i Laodamia», 1898), «Акрополь» («Akropolis», 1904) и др.], к древней истории Польши [«Легенда» («Legenda», 1897), «Болеслав Смелый» («Bolesław Ś miały», 1900) и др.]. Значит. часть драматургич. наследия В. составляют пьесы о событиях польск. нац.-освободит. движения 19 в. [«Лелевель» («Lelewel», 1899), «Легион» («Legion», 1900) и др.]. В. был смелым новатором в области драмы: используемые им приёмы неоднозначного по смыслу «открытого финала», парадоксального монтажа не стыкующихся во времени и пространстве сцен, смешения реальных и вымышленных персонажей, бытового и легендарно-мифологич. планов давали основание критике называть В. и неоромантиком, и символистом, и экспрессионистом. В пьесе «Ноябрьская ночь» («Noc listopadowa», 1904) о восстании 1831 наравне с историч. персонажами действуют, вмешиваясь в события, ожившие статуи старинного варшавского парка Лазенки. Для драмы «Освобождение» («Wyzwolenie», 1903) В. избрал оригинальную сценич. форму «театра в театре». Темы вины и возмездия, нравственного падения и искупления через страдание преломлены в самой известной драме В. – «Свадьба» («Wesele», 1901, экранизация А. Вайды, 1973), где В. применил свой излюбленный приём смешения персонажей из разных эпох. Свои взгляды на совр. драму В. изложил в эссе «Этюд о Гамлете» (1905). На сцене Краковского драматич. театра осуществил первую пост. «Дзядов» А. Мицкевича и сам оформил её как сценограф (1901).