МАТЕ́ЙКО ЯН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТЕ́ЙКО (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков – 1.11.1893, там же), польск. живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852–58) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в АХ в Мюнхене (1859) у Г. Аншюца и в Вене (1860). Работал в осн. в Кракове. Неоднократно посещал Францию, бывал в Италии (в Венеции), Турции и Австрии. Ранние историч. полотна проникнуты нац.-романтич. пафосом и отражают представления художника о причинах упадка Польши, о трагич. вине шляхты и её ответственности за развал государства: «Станьчик» (1862), «Проповедь Скарги» (1864), «Рейтан – падение Польши» (1866; все – Нац. музей, Варшава). Цвет используется М. как средство драматич. характеристики гл. действующего лица (напр., пылающий красный костюм королевского шута Станьчика, облику которого М. придал собств. черты).
С кон. 1860-х гг. М. обратился к героич. событиям истории Польши. Соответственно изменяется его художественно-образная концепция: увеличиваются размеры картин, количество действующих лиц, композиция становится панорамной, действие часто распадается на ряд эпизодов. В картинах «Люблинская уния» (1869), «Стефан Баторий под Псковом» (1871), «Битва под Грюнвальдом» (1878; все – Нац. музей, Варшава), «Присяга Пруссии на верность Польше» (1882), «Костюшко под Рацлавицами» (1888; обе – Нац. музей, Краков), «Ян Собесский под Веной» (1883, Ватиканские музеи), позднем цикле из 12 картин «История цивилизации в Польше» (1888–89, Нац. музей, Варшава) прежняя драматич. интонация сменяется почти барочной патетикой, с которой соседствует стремление к тщательной и точной передаче деталей старинного убранства и костюмов.
Значит. место в творч. наследии М. занимают портреты – преим. деятелей польск. культуры: Ю. Дитля (1864, Ягеллонский ун-т, Краков), П. Мошиньского (1874, Нац. музей, Краков), Г. Краевского (1892, Нац. музей, Варшава). Полны обаяния портреты жены художника и его детей, написанные в изысканной, богатой оттенками гамме («Четверо детей художника», 1879, КГ, Львов). В автопортретах он стремится дать анализ собств. личности (1892, Нац. музей, Варшава, и др.). Создавал также пейзажи, отмеченные непосредственностью наблюдений и свежестью цветовой гаммы («Вид Бебека под Константинополем», 1872, КГ, Львов), рисунки и акварели. В 1873–93 директор и преподаватель Школы изящных искусств в Кракове; среди учеников – С. Выспяньский, Ю. Мехоффер. В 1896 в его доме в Кракове создан музей М. (ныне – в составе Нац. музея).