КАЦУСИ́КА ХОКУСАЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЦУСИ́КА Хокусай [наст. имя и фам. Токитаро (позднее Тэцудзо) Кавамура; псевдонимы – Сюнро, Гумбатэй, Сори, Како, Тацумаса, Тайто, Гакёдзин, Иити, Хокусай, Мандзи и др.] (1760, Хондзё Варигэсуй, пригород Эдо – 1849, Обусэ), япон. график и живописец. Наследие К. насчитывает св. 30 тыс. рисунков, живописных произведений, станковых гравюр и иллюстраций.
В 13 лет К. поступил в обучение гравёру Накаяма Тэцудзо, у которого освоил технику ксилографии. В 1778–92 вошёл в мастерскую театрального худ. Кацукава Сюнсё и принял имя Кацукава Сюнро. Там были созданы его первые самостоят. гравюры с изображением актёров театра кабуки и борцов сумо. Многосторонняя одарённость К. проявилась очень рано: с 1781 он работал как книжный иллюстратор, мастер станковой гравюры и живописец. В последующие годы обучался в мастерских художников разл. школ. Увлёкшись живописью школы римпа и, в частности, манерой худ. Таварая Сори, принял имя Хисикава Сори. Затем учился живописи школы кано у Торин Цуцуми, позднее перешёл в ученики к Хироюки Сумиёси, художнику школы тоса. В 1797–99 брал уроки европ. живописи у художника, учёного и естествоиспытателя Кокана Сиба. Наиболее ярко в этот период талант К. раскрылся в суримоно – гравюрах, выполненных по частному заказу к спец. датам и событиям. Одновременно (под псевд. Како) иллюстрировал книги писателей Кёкутэя Бакина, Дзиппэнся Икку, Сикитэя Самба и Санто Кёдэна. Уже с кон. 1790-х гг. у К. появились свои ученики, работавшие в жанре суримоно и книжной иллюстрации.
В 1798–1805 К. опубликовал неск. серий женских портретов, а также цветные иллюстрации для книг «Песни из Итако», «История сорока семи верных вассалов». За ними последовали серии пейзажных гравюр «Восемь видов Восточной столицы», «Восемь видов Оми», «Виды реки Сумида». С 1797 он начал подписывать свои работы псевд. Хокусай, а с 1800 стал называть себя Гакёдзин Хокусай («Хокусай, одержимый рисунком»). В 1804 К. совершил путешествие по стране, побывал в Нагое, Киото, Осаке. В 1810 начал работать над серией альбомов «Манга», задуманной как пособие для начинающих художников.
1820–30-е гг. – период расцвета в творчестве К. В результате нескольких путешествий по стране (в р-н Кансай, в Исе, на о. Кюсю) были созданы серии пейзажных гравюр, посвящённые Японии: «36 видов горы Фудзи» (1823–31, одна из важнейших в творчестве мастера), «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций» (1827–33), «Виды замечательных мостов в различных провинциях» (1827–30), «100 видов горы Фудзи» (1834–35). В эти же годы К. обращается к классическому для искусства Дальнего Востока жанру «цветы и птицы» (серия «Большие цветы») и к иллюстрированию поэтич. антологий прошлого (серия «Подлинное зерцало поэтов Китая и Японии», 1828–33).
Один из крупнейших представителей жанра укиё-э, К. выполнял пейзажные гравюры в крупных горизонтальном и вертикальном форматах, пользовался смелыми перспективными эффектами и неожиданными цветовыми сочетаниями, воплощая характерный эпич. образ япон. пейзажа; поэтически-возвышенную окраску получила у него и тема труда простого человека, соотнесённого с природой страны.
В 1834 К. прекращает работать над эскизами для гравюр и выпускает иллюстриров. альбомы дидактич. характера, а также пишет картины на бумаге и шёлке; их темами становятся демоны и покорители демонов, архаты, отшельники, привидения и оборотни. В 1848 издаёт кн. «О правильности применения красок». После пожара 1839, уничтожившего всё имущество К., мастер проводит неск. лет в скитаниях. В 1841, воспользовавшись приглашением известного мецената Такаи Кодзана, переезжает в его имение в Обусэ в пров. Синсю, где живёт до самой смерти. Из Обусэ большое количество рисунков и живописных произведений К. было вывезено в музеи Европы и Америки. В созданном в Обусэ музее Хокусайкан хранятся выполненные мастером в конце жизни живописные панно: парные плафоны с изображениями мужской и женской стихий в виде волн, а также праздничная колесница.
К. был первым япон. мастером, признанным в европ. странах. Европ. художники увидели в япон. гравюре, и в первую очередь в работах К., законченную и совершенную эстетич. систему, принципиально отличающуюся от худож. принципов европ. иск-ва и открывающую возможность иного восприятия привычных и повседневных явлений жизни.