Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́СА

Авторы: О. В. Чернова
Тоса. Сцена из «Гэндзи-моногатари». Кон. 17 в. Предположительно автор Тоса Мицуоки. Институт искусств (Миннеаполис).

ТО́СА, япон. шко­ла жи­во­пи­си кон. 14 – сер. 19 вв. Ху­дож­ни­ки шко­лы Т., ра­бо­тав­шие в осн. при имп. дво­ре в Кио­то, сле­до­ва­ли тра­ди­ци­ям клас­сич. япон. шко­лы Яма­то-э, спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на двор­цо­вых сю­же­тах и порт­ре­тах ари­сто­кра­тов, ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли про­из­ве­де­ния при­двор­ной лит-ры («По­весть о Гэнд­зи» Му­ра­са­ки Си­ки­бу, и др.), соз­да­ва­ли свит­ки на ре­лиг. те­мы; позд­нее ра­бо­та­ли и в др. жан­рах, напр. «цве­ты-пти­цы». Ра­бо­ты луч­ших мас­те­ров 15–17 вв. (То­са Ми­цу­но­бу, То­са Ми­цуо­ки и др.) от­ме­че­ны кал­ли­гра­фич. изы­скан­но­стью ри­сун­ка, тща­тель­ной про­ра­бот­кой де­та­лей, бо­гат­ст­вом и звуч­но­стью кра­сок, де­ко­ра­тив­но­стью ре­ше­ний. Шко­ла Т. по­влия­ла на раз­ви­тие со­вре­мен­ной ей шко­лы Ка­но, на воз­ник­но­ве­ние шко­лы Су­миё­си в Эдо (ос­но­ва­тель – То­са Ми­цуё­си, из­вест­ный так­же как Су­миё­си Дзё­кэй). Ин­те­рес ху­дож­ни­ков шко­лы Т. к сю­же­там по­все­днев­ной жиз­ни был вос­при­нят мас­те­ра­ми шко­лы укиё-э.

Лит.: Akiyama T. Japanese painting. Gen. a. o., 1977; Жи­во­пись шко­лы То­са. Кат. вы­став­ки. То­кио, 1982 (на япон. яз.); Са­ка­ки­ба­ра С. Шко­лы То­са и Су­миё­си. То­кио, 1992 (на япон. яз.).

Вернуться к началу