Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УКИЁ-Э

Авторы: О. В. Чернова
Укиё-э. Кацусика Хокусай. «Мост Тэммабати в провинции Сэттсу». Из серии «Выдающиеся виды прославленных мостов провинций». Цветная ксилография. Между 1824 и 1834.

УКИЁ-Э [япон. – кар­ти­ны из­мен­чи­во­го (брен­но­го) ми­ра], на­прав­ле­ние в япон. жи­во­пи­си и гра­фи­ке 17–19 вв. Впер­вые по­ня­тие У.-э воз­ник­ло в буд­дий­ской фи­ло­со­фии и оз­на­ча­ло не­дол­го­веч­ность, ил­лю­зор­ность все­го су­ще­го. Иск-во это­го на­прав­ле­ния воз­ник­ло в пе­ри­од То­ку­га­ва в Эдо, но­вой сто­ли­це Япо­нии. Под воз­дей­ст­ви­ем вку­сов гор. со­сло­вия сфор­ми­ро­ва­лись но­вая эс­те­ти­ка, вни­ма­ние к «низ­ким» те­мам (жизнь го­ро­жан, их раз­вле­че­ния и т. п.). Воз­ник­ли но­вые жан­ры: изо­бра­же­ния кра­са­виц-кур­ти­за­нок из «ве­сё­лых квар­та­лов» (бид­зин-га), из­вест­ных ак­тё­ров те­ат­ра ка­бу­ки (яку­ся-э) и бор­цов су­мо (су­мо-э). На­ря­ду с тра­диц. жи­во­пи­сью на свит­ках и шир­мах, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла кси­ло­гра­фия (бла­го­да­ря сво­ей ти­раж­но­сти и де­ше­виз­не). Ис­то­рия раз­ви­тия У.-э де­лит­ся на 3 пе­рио­да. Гра­вю­ры до 1765 бы­ли пре­им. мо­но­хром­ны­ми, не­ко­то­рые под­кра­ши­ва­лись от ру­ки ох­рой (тан-э) или зе­лё­ной крас­кой (ро­ку). В нач. 1740-х гг. поя­ви­лась тех­ни­ка пе­ча­ти в 2 цве­та – ро­зо­вый и зе­лё­ный (бэ­нид­зу­ри-э). Сре­ди пер­вых мас­те­ров У.-э (17–18 вв.) – Ива­са Ма­та­бэй, Кай­гэ­цу­до Ан­до, То­рии Киё­но­бу, Хи­си­ка­ва Мо­ро­но­бу, Оку­му­ра Ма­са­но­бу. На­ча­ло т. н. зо­ло­то­го ве­ка япон. кси­ло­гра­фии (1765–1804) свя­зы­ва­ют с изо­бре­те­ни­ем Суд­зу­ки Ха­ру­но­бу тех­ни­ки мно­го­цвет­ной пе­ча­ти с не­сколь­ких до­сок; в это вре­мя ра­бо­та­ли так­же То­рии Киёна­га, Ка­цу­ка­ва Сюн­сё, Ута­га­ва Тоё­хи­ро, Ки­та­га­ва Ута­ма­ро и др. Позд­ний пе­ри­од У.-э (1804–67) свя­зан с вве­де­ни­ем в 1790 цен­зу­ры для ком­мерч. гра­вю­ры, ог­ра­ни­че­ни­ем раз­ре­шён­ных жан­ров и тем; гл. мас­те­ра – Ута­га­ва Ку­ни­са­да, Ута­га­ва Ку­ниё­си, Ута­га­ва Хи­ро­си­гэ, Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай и др.

Лит.: Michener J. The floating world. L.; N. Y., 1954; Lane R. D. Images for the floating world. The Japanese print: including an illu­strated dictionary of Ukiyo-e. Oxf., 1978; Во­ро­но­ва Б. Г. Япон­ская гра­вю­ра. 2-е изд. М., 2009. Т. 1–2.

Вернуться к началу