УКИЁ-Э
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УКИЁ-Э [япон. – картины изменчивого (бренного) мира], направление в япон. живописи и графике 17–19 вв. Впервые понятие У.-э возникло в буддийской философии и означало недолговечность, иллюзорность всего сущего. Иск-во этого направления возникло в период Токугава в Эдо, новой столице Японии. Под воздействием вкусов гор. сословия сформировались новая эстетика, внимание к «низким» темам (жизнь горожан, их развлечения и т. п.). Возникли новые жанры: изображения красавиц-куртизанок из «весёлых кварталов» (бидзин-га), известных актёров театра кабуки (якуся-э) и борцов сумо (сумо-э). Наряду с традиц. живописью на свитках и ширмах, широкое распространение получила ксилография (благодаря своей тиражности и дешевизне). История развития У.-э делится на 3 периода. Гравюры до 1765 были преим. монохромными, некоторые подкрашивались от руки охрой (тан-э) или зелёной краской (року). В нач. 1740-х гг. появилась техника печати в 2 цвета – розовый и зелёный (бэнидзури-э). Среди первых мастеров У.-э (17–18 вв.) – Иваса Матабэй, Кайгэцудо Андо, Тории Киёнобу, Хисикава Моронобу, Окумура Масанобу. Начало т. н. золотого века япон. ксилографии (1765–1804) связывают с изобретением Судзуки Харунобу техники многоцветной печати с нескольких досок; в это время работали также Тории Киёнага, Кацукава Сюнсё, Утагава Тоёхиро, Китагава Утамаро и др. Поздний период У.-э (1804–67) связан с введением в 1790 цензуры для коммерч. гравюры, ограничением разрешённых жанров и тем; гл. мастера – Утагава Кунисада, Утагава Куниёси, Утагава Хиросигэ, Кацусика Хокусай и др.