Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИТАГА́ВА УТАМАРО

Китагава Утамаро. «Красавица Синобу». Гравюра на дереве. 1793. Музей Гиме (Париж).

КИТАГА́ВА Ута­ма­ро (др. име­на Ми­на­мо­то То­рия­ма, То­рия­ма Сим­би, Фу­де но Ая­ма­ру и др.) (1753 или 1754, Ка­ва­гоэ – 31.10 или 19.6.1806, Эдо), япон. мас­тер цвет­ной кси­ло­гра­фии и жи­во­пи­сец, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель на­прав­ле­ния укиё-э. Учил­ся у ху­дож­ни­ка и ли­те­ра­то­ра То­рия­мы Сэ­ки­эна. Ра­бо­тал в Эдо. На­чал с про­из­ве­де­ний, но­ся­щих ха­рак­тер на­тур­ных шту­дий (аль­бо­мы: «Да­ры при­ли­ва», 1778; «Пес­ни ра­ко­вин», 1780; «Кни­га на­се­ко­мых», 1788; «Кни­га птиц», ок. 1790); за­тем об­ра­тил­ся к жан­ру бид­зин-га («кра­са­ви­цы»), соз­да­вая с по­мо­щью плав­ной, те­ку­чей ли­нии и утон­чён­но­го цве­то­во­го рит­ма изы­скан­но-по­этич. об­раз кра­са­ви­цы, пред­став­лен­ной под­час по­груд­но или по по­яс на лис­тах боль­шо­го фор­ма­та в слож­ной тех­ни­ке по­ли­хром­ной пе­ча­ти с при­ме­не­ни­ем слю­дя­но­го по­рош­ка, даю­ще­го эф­фект се­реб­ри­сто­го мер­цаю­ще­го фо­на [се­рии «Оку­би-э» («Боль­шие го­ло­вы», 1790), «За­ме­ча­тель­ные кра­са­ви­цы шес­ти чай­ных до­мов» (ок. 1796) и др.]. От­ме­чен­ные чер­та­ми идеа­ли­за­ции, жен­ские об­ра­зы К. вме­сте с тем не ли­ше­ны жиз­нен­ной дос­то­вер­но­сти, осо­бен­но яв­ст­вен­но вы­сту­паю­щей в ком­по­зи­ци­ях на те­мы по­все­днев­ной жиз­ни (се­рии «Жен­щи­ны за шить­ём» и «Кра­са­ви­цы кух­ни», сер. 1790-х гг.; «Дни и ча­сы жен­щин», 1792–93). Один из пер­вых япон. ху­дож­ни­ков, с ко­то­ры­ми по­зна­ко­ми­лись ев­роп. мас­те­ра иск-ва в сер. 19 в. (мо­но­гра­фию о нём в 1890-х гг. опуб­лико­вал Э. де Гон­кур). К., вме­сте с Ка­цу­си­кой Хо­ку­са­ем и Ута­га­вой Хи­ро­си­гэ (Ан­до), ока­зал влия­ние на франц. и англ. иск-во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.

Лит.: Shibui K. Utamaro. N. Y., [1962]; Во­роно­ва Б. Япон­ская гра­вю­ра. [Аль­бом]. М., 1963; Ко­ло­ми­ец А. Гра­вю­ры Ута­ма­ро в жан­ре «Оку­би-э» // Со­кро­ви­ща ис­кус­ст­ва стран Азии и Аф­ри­ки. М., 1976. Вып. 2; Йоси­да С. Ута­ма­ро. То­кио, 1984 (на япон. яз.); Gon­co­urt E. de. Utamaro. P., 2008.

Вернуться к началу