КАНО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́, школа япон. живописи 15–17 вв., созданная придворными художниками одноимённой династии.
Основатель школы К. – Кано Масанобу [1434, дер. Кано (совр. префектура Сидзуока) – 1530, Киото], сын родоначальника династии К. – художника-самоучки Кано Кагэнобу. Учился у Тансё Сюбуна. Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни – буддийский священник. Испытал влияние кит. живописи периода Сун, в частности худ. Лян Цзяня. Работал в жанрах пейзажа, «люди», «цветы-птицы». Среди произведений выделяются свитки: «Чжоу Мау Шу восхищается лотосами» (Токийский нац. музей), отмеченный стремлением к самоценной декоративности; «Журавли» (храм Синдзюан, Киото), где трактовка изображения приближена к монументальному пейзажу; роспись раздвижной перегородки (фусума) «Бог довольства Хотэй» в Гинкаку (Серебряный павильон) в Киото.
Кано Мотонобу (псевд. Эйсэн Гёкусэн) (1476, Киото – 1559, там же), сын Кано Масанобу, придворный художник сёгунов Асикага. Возглавлял академию живописи Эдокоро. Прославился преим. росписями в жанре «цветы-птицы». Выполненные на свитках, ширмах, раздвижных перегородках (фусума), они демонстрируют расширение декоративных приёмов монохромной живописи за счёт использования методов школы Тоса. В его произведениях общая условно-декоративная трактовка композиции (плоскостные, нередко золотые фоны, тщательно прорисованные контуры) сочетается с подчёркнуто правдоподобным изображением отд. мотивов (птиц, веток деревьев): панно «Цветы и птицы» (из 49 свитков), свитки «Птицы и водопад», «Рыбная ловля на реке», парные ширмы «Цветы», все – в мон. Рэйунин (Мёсиндзи) в Киото; свитки «Линь Юнь, любующийся цветками персика», «Линь Сижэн», «Фрукты», все – в мон. Дайсэнин (Дайтокудзи) в Киото.
Кано Эйтоку, Кано Кунинобу (1543, Киото – 1590, там же), учился живописи у своего деда Кано Мотонобу, позднее у Кано Сёэй. Жил в Киото. Художник полководцев Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Работал в жанрах «обычаи» (фудзоку-га), «цветы-птицы»: ширмы «Нравы Киото» (мон. Нандзэндзи, Киото), «Виды Киото и его окрестностей» (1574, собрание Уэсуги Таканори, префектура Ямагата), «Дерево хиноки» (Токийский нац. музей), «Сосна и орёл» (Музей Токийского ун-та искусств), «Львы» (Имп. собрание, Токио).
Кано Санраку [1559, Оми (ныне префектура Сига) – 1635, Киото], сын Кимура Нагамитсу (ум. ок. 1570), самурая и художника-любителя, изучавшего живопись под рук. Кано Мотонобу. Позднее стал приёмным сыном и учеником Кано Эйтоку. Придворный живописец Тоётоми Хидэёси. Работал в жанрах «цветы-птицы», «люди»: свитки – «Водопад», «Хищные птицы» (Токийский нац. музей), «Сюй-ци и Чао Фу» (собрание Фукуока Котэй, Токио), «Орёл и ястребы» (собрание Отани Кодзуи, Киото), «Четыре сезона» (собрание Токугава Ёситака, Нагоя); панно из свитков «Сосны и орлы» (собрание Нисимура Дзюробэй, префектура Сига); ширмы – «Цветение персика» (мон. Дайкокудзи, Киото), «Хищные птицы» (собрание Нисимура, Токио).
Кано Сансэцу, Кано Xэйсиро [1589 или 1590, пров. Хидзен (совр. префектура Сага) – 1651, Киото], учился у своего отца Кано Санраку. Работал в жанрах «цветы-птицы», пейзажа: ширмы – «Водяные птицы на берегу» (собрание Хосоцудзи, Киото), «Сливовые деревья и птицы» [мон. Тэнкуйин (Мёсиндзи), Киото]; росписи – дверных панелей «Цветы и птицы» в мон. Мёкиан в префектуре Киото (нач. 17 в.), фусума «Пейзаж с фигурами» в мон. Тэнкуйин (Мёсиндзи) в Киото (1631), «Два голубя и старое дерево» в мон. Дайцудзи в префектуре Сига.
Кано Танъю (1602, Киото – 1674, там же), внук Кано Эйтоку. Жил в Эдо (ныне Токио). Был буддийским священником. Учился живописи у своего отца Кано Таканобу, а затем у Кори. Возглавлял академию живописи Эдокоро. Основал школу К. в Эдо. Работал в жанрах пейзажа, «люди». Имел поч. титул «хогэн». Среди произведений – свитки «Хотэй, переходящий реку» (Токийский нац. музей), «Павлин и феникс» (Худож. музей Нэдзу, Токио), «8 видов озера Сиху» (собрание Мацура Ацуси, Киото).
Живопись школы К. преим. связана с оформлением дворцов знати и домов состоятельных горожан. Росписи крупнейших представителей школы, украшавшие стены и перегородки обширных интерьеров, тяготеют к монументальным формам, усилению цветовой и эмоциональной декоративности, сочетанию золотого фона с насыщенными синими, зелёными, белыми плотными красками. В 17 в. в живописи К., сохраняющей мастерство исполнения, проявляется тенденция к повторению декоративных приёмов и образов ранних мастеров.