ПОЛЕ́НОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЕ́НОВА Елена Дмитриевна [15(27).11.1850, С.-Петербург – 7(19).11.1898, Москва], рос. график, живописец, мастер декоративно-прикладного иск-ва. Из рода Поленовых, сестра В. Д. Поленова. Брала уроки рисования и акварельной живописи у П. П. Чистякова (с 1859), И. Н. Крамского (с 1864), училась в мастерской Ш. Шаплена в Париже (1869–1870), затем в С.-Петербурге – в частной мастерской Чистякова (1870–77, с перерывами) и в Рисовальной школе ОПХ (1878–80; окончила по классу керамики и акварели; в 1881–82 там же руководила классом керамики); стажировалась в мастерской керамиста Е. А. Егорова в Париже (1880). В 1882 переехала в Москву. Участница Абрамцевского художественного кружка (с 1882). Под влиянием В. М. Васнецова и идей зарождающегося национально-романтич. движения в России обратилась к изучению рус. старины и нар. иск-ва. С 1885 худ. рук. столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве, где копировались нар. орнаменты и на их основе в мебели и предметах быта разрабатывались новые декоративные решения, имевшие значение для формирования отеч. варианта стиля модерн и неорусского стиля; занималась также росписью по фарфору. Участница выставок Моск. об-ва любителей художеств (с 1882), ТПХВ (с 1889), Моск. т-ва художников (1896; член-учредитель), объединения «Мир искусства» (1899 и 1900 – посмертно).
Исполняла акварельные пейзажи средней полосы России, близкие поэтике символизма («У опушки леса. Купальницы», 1885, Историко-худож. и лит. музей-заповедник «Абрамцево»; «Старый сад. Заросли», 1887, ГРМ), также эскизы для декоративных панно («Жар-птица», 1896, и др.), вышивок, обоев и др. Среди живописных произведений – жанровые и историч. картины («Иконописная XVI столетия», 1887, ГТГ; «Князь Борис перед убиением», ок. 1896, ГРМ), пейзажи («Крыши в дождь», пастель, сер. 1890-х гг., ГТГ). В иллюстрациях к рус. сказкам (карандаш, акварель; ГРМ, музей «Абрамцево» и др. собрания) П. использовала мотивы нар. орнамента – крестьянских вышивок, росписей, резьбы по дереву. В ранних иллюстрациях (к сказкам «Белая уточка» и «Война грибов», кон. 1880-х гг.) поиски декоративной выразительности соединялись ещё со станковыми в своей основе пейзажами, в более поздних (на основе «костромского цикла» зарисовок, собирания устного фольклора) художница стремилась к созданию сказочного, фантастич. пространства, осмысливая книгу как цельный худож. организм и используя приёмы и стилистику модерна.