КРАМСКО́Й ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРАМСКО́Й Иван Николаевич [27.5(8.6).1837, г. Острогожск Воронежской губ. – 24.3(5.4).1887, С.-Петербург], рос. живописец, график и худож. критик, академик петерб. АХ (1869). Родился в семье письмоводителя гор. думы. В юные годы был писцом, ретушёром фотографий. Учился в петерб. АХ (1857–63) у А. Т. Маркова. В 1863 возглавил «бунт четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников во главе с К. (1863). В 1869 посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж; в 1876 – Рим, Неаполь, Париж, где познакомился с Ж. Э. Ренаном, автором кн. «Жизнь Иисуса». В 1870 стал одним из учредителей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1870-е гг. по заказу П. М. Третьякова К. создал галерею портретов деятелей рус. культуры и науки: Ф. А. Васильева (1871), Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), П. М. Третьякова, Д. В. Григоровича (оба 1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879; все – в ГТГ); С. П. Боткина (1880), В. С. Соловьёва (1885; оба – в ГРМ), «Н. А. Некрасов в период "Последних песен"» (1877–78); также автопортреты (1867, 1874; оба – в ГТГ). Эти «портреты-драмы» (по определению В. В. Стасова) воплощают возвышенные этические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине; нейтральность поз, точность рисунка и мягкость пластики акцентируют углублённость психологич. характеристики. Созданные К. портреты крестьян отразили внутр. достоинство человека из народа, а порой и зреющий социальный протест («Полесовщик», 1874, ГТГ; «Мина Моисеев», 1882, ГРМ; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Музей рус. иск-ва, Киев).
Центр. произведение К. – «Христос в пустыне» (1872, ГТГ; см. илл. к ст. Иисус Христос); за эту работу ему присуждено звание проф. АХ, от которого он отказался. Продолжая гуманистич. традицию А. А. Иванова, К. интерпретирует евангельский сюжет в морально-филос. плане, воплощая в картине идею героич. самопожертвования. Продолжением данной темы стало незавершённое полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский!», 1877–80-е гг., ГРМ), в котором К. выразил пессимистич. опыт поколения шестидесятников и крушение их надежд. Завершила библейскую трилогию картина «Иродиада» (1884–86, ГТГ), трактующая известный сюжет как филос. размышление о жизни и смерти.
Стремясь психологизировать сюжетные композиции, К. создал произведения, сочетающие элементы портрета и тематич. картины, раскрывающие тонкие душевные переживания и сложные судьбы («Лунная ночь», кон. 1870-х гг., «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884; все – в ГТГ). В ряде произведений художника проявились черты академизма (портреты певицы Е. А. Лавровской, 1879; имп. Марии Фёдоровны, 1882; оба – в ГРМ). Участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863–1866); исполнил образá для рус. посольской церкви в Копенгагене (1883–85). Работал над альбомом, посвящённым коронации Александра III (1883–85); создал также неск. скульптур («Голова Христа», ГТГ; «Христос», 1883, ГРМ).
В худож.-критич. статьях и письмах К. отстаивал идею демократизации иск-ва, понимая его как образную форму выражения идеи. Многие идеи К. получили осуществление уже после его смерти (организация независимой от АХ худож. школы, созыв съезда рус. художников и др.). К. преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863–68). На Всемирной выставке 1878 в Париже награждён золотой медалью. В 1910 на родине художника был основан музей К. (ныне Районный историко-худож. музей им. И. Н. Крамского).