Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К

Авторы: А. У. Греков

АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К (Ма­мон­тов­ский кру­жок), со­дру­же­ст­во дея­те­лей русской куль­ту­ры, пре­им. мо­с­ков­ских, объ­е­ди­нив­ших­ся в усадь­бе С. И. Ма­мон­то­ва Аб­рам­це­во с сер. 1870-х гг. (на ран­нем эта­пе «ли­де­ром» круж­ка был М. В. Пра­хов). В раз­ное вре­мя в не­го вхо­ди­ли: В. М. и А. М. Вас­не­цо­вы, М. А. Вру­бель, В. Д. и Е. Д. По­ле­но­вы, В. А. Се­ров, К. А. и С. А. Ко­ро­ви­ны, И. Е. Ре­пин, В. И. Су­ри­ков, М. В. Не­сте­ров, М. М. Ан­то­коль­ский, И. И. Ле­ви­тан, И. С. Ост­ро­ухов, М. В. Якун­чи­ко­ва, Ф. И. Ша­ля­пин, К. С. Ста­ни­слав­ский и др. В А. х. к. изу­че­ние рус. ис­то­рии и куль­ту­ры со­че­та­лось со стрем­ле­ни­ем ожи­вить тра­ди­ции нар. твор­че­ст­ва (сто­ляр­ной мас­тер­ской, воз­ро­ж­дав­шей иск-во резь­бы по де­ре­ву, в 1885–98 ру­ко­во­ди­ла Е. Д. По­ле­но­ва, за­тем Н. Я. Да­вы­до­ва; в дея­тель­но­сти ке­ра­мич. мас­тер­ской, соз­дан­ной в 1890 тех­но­ло­гом-ке­ра­ми­стом П. К. Вау­ли­ным, важ­ней­шую роль сыг­рал Вру­бель). В Аб­рам­це­ве был уст­ро­ен один из пер­вых в Рос­сии му­зе­ев нар. твор­че­ст­ва (1885). Ус­та­но­в­ка А. х. к. на эс­те­ти­за­цию по­всед­нев­ной жиз­ни ста­ла ос­но­вой ори­ги­наль­но­го твор­че­ст­ва чле­нов круж­ка, вна­ча­ле в фор­мах не­орус­ско­го стиля, позд­нее близ­ко­го рус. сим­во­лиз­му и мо­дер­ну. В 1900-е гг. А. х. к. фак­ти­че­ски рас­пал­ся; ке­ра­мич. мас­тер­ская бы­ла пе­ре­не­се­на в Мо­ск­ву (со­хра­няя назв. «Абрам­це­во»), в ней из­го­тов­ля­лись де­ко­ратив­ные из­раз­цо­вые пан­но для гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль», Яро­слав­ско­го вок­за­ла, фриз для фа­са­да Треть­я­ков­ской га­ле­реи и др.; эта мас­тер­ская (гон­чар­ный за­вод) пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние по­сле смер­ти Ма­мон­то­ва (1918).

Лит.: Ко­ган Д. Ма­мон­тов­ский кру­жок. М., 1970; Пас­тон Э. Аб­рам­це­во. Ис­кус­ст­во и жизнь. М., 2003.

Вернуться к началу