АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБРА́МЦЕВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖО́К (Мамонтовский кружок), содружество деятелей русской культуры, преим. московских, объединившихся в усадьбе С. И. Мамонтова Абрамцево с сер. 1870-х гг. (на раннем этапе «лидером» кружка был М. В. Прахов). В разное время в него входили: В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, К. А. и С. А. Коровины, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, М. М. Антокольский, И. И. Левитан, И. С. Остроухов, М. В. Якунчикова, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский и др. В А. х. к. изучение рус. истории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции нар. творчества (столярной мастерской, возрождавшей иск-во резьбы по дереву, в 1885–98 руководила Е. Д. Поленова, затем Н. Я. Давыдова; в деятельности керамич. мастерской, созданной в 1890 технологом-керамистом П. К. Ваулиным, важнейшую роль сыграл Врубель). В Абрамцеве был устроен один из первых в России музеев нар. творчества (1885). Установка А. х. к. на эстетизацию повседневной жизни стала основой оригинального творчества членов кружка, вначале в формах неорусского стиля, позднее близкого рус. символизму и модерну. В 1900-е гг. А. х. к. фактически распался; керамич. мастерская была перенесена в Москву (сохраняя назв. «Абрамцево»), в ней изготовлялись декоративные изразцовые панно для гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала, фриз для фасада Третьяковской галереи и др.; эта мастерская (гончарный завод) прекратила существование после смерти Мамонтова (1918).