Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОДОВЕ́ЦКИЙ ХОДОВЕЦКИ ДАНИЕЛЬ НИКОЛАУС

Д.Н. Ходовецкий. «Семья выросла». Офорт. 1793.

ХОДОВЕ́ЦКИЙ, Хо­до­вец­ки (Chodowie­cki) Да­ни­ель Ни­ко­ла­ус (16.10.1726, Дан­циг, ны­не Гданьск – 7.2.1801, Бер­лин), польск. и нем. гра­фик и жи­во­пи­сец. С 1743 жил в Бер­ли­не; учил­ся у И. Л. Хай­да, К. Б. Ро­де и И. Г. Мей­ля. Чл. (1764), ви­це-ди­рек­тор (1790) и ди­рек­тор (1797) бер­лин­ской АХ. Стре­мясь «по­учать, раз­вле­кая», Х. со­еди­нил в сво­их про­из­ве­де­ни­ях эс­те­ти­ку ро­ко­ко и идеи Про­све­ще­ния; ис­пы­тал влия­ния Ж. Б. Грё­за и У. Хо­гар­та («Ро­диль­ная ком­на­та», 1759; «Про­ща­ние Жа­на Ка­ла­са с семь­ёй», 1767, оба – Гос. му­зеи, Бер­лин). С 1756 ра­бо­тал пре­им. в гра­фич. тех­ни­ках («Ав­то­порт­рет с семь­ёй за сто­лом», 1771; «Кар­тёж­ни­ки за боль­шим сто­лом», ок. 1786, оба – офорт; се­рии ри­сун­ков «По­езд­ка в Дан­циг», 1773, Гос. му­зеи, Бер­лин, и Гра­фич. со­б­ра­ние, Дрез­ден; се­рия ри­сун­ков, по­свя­щён­ная про­фес­си­ям: «У порт­но­го», «У кни­го­пе­чат­ни­ка» и др., ок. 1790, все – пе­ро, кисть, бистр, тушь). Как ил­лю­ст­ра­тор вы­ра­бо­тал тип ми­ниа­тюр­но-тон­ко­го офор­та (ил­лю­ст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям И. В. Гё­те, Г. Э. Лес­син­га, Ж. Ж. Рус­со, М. де Сер­ван­те­са и др., к аль­ма­на­хам и ка­лен­да­рям, пуб­ли­ко­вав­шим­ся в Бер­ли­не, Го­те, Гёт­тин­ге­не). Твор­че­ст­во Х. ока­за­ло влия­ние на нем. и польск. иск-во 18 в.

Лит.: Bauer J.-H. D. N. Chodowiecki: Das druckgraphische Werk. Hannover, 1982.

Вернуться к началу