Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́РГКМАЙР ХАНС

Авторы: Л. C. Алёшина
Х. Бургкмайр. «Иоанн евангелист на Патмосе». Центральная часть «Алтаря Иоанна». 1518. Старая пинакотека (Мюнхен).

БУ́РГКМАЙР (Burgkmair) Ханс (ме­ж­ду 1.1 и 10.5.1473, Аугс­бург – ме­ж­ду ма­ем и авг. 1531, там же), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся у сво­его от­ца, аугс­бург­ско­го жи­во­пис­ца То­ма­на Бур­гк­май­ра (1444–1523), у М. Шон­гау­эра в Коль­ма­ре (1488–89); воз­мож­но, у Х. Холь­бей­на Стар­ше­го в Аугс­бур­ге (ок. 1492). С 1498 мас­тер гиль­дии жи­во­пис­цев в Аугс­бур­ге. По за­ка­зу мон. Св. Ека­те­ри­ны ис­пол­нил (совм. с Холь­бей­ном Стар­шим) цикл кар­тин, по­свя­щён­ных рим. ба­зи­ли­кам («Ба­зи­ли­ка Св. Пет­ра», 1501, и др., Гос. га­ле­рея, Аугс­бург). В 1503 пу­те­ше­ст­во­вал вниз по Рей­ну, воз­мож­но, до­б­рал­ся до Ни­дер­лан­дов. Не­сколь­ко раз по­се­тил Ита­лию, гл. обр. Ми­лан и Ве­не­цию (ок. 1495 и в 1506–07). Один из гл. пред­ста­ви­те­лей Се­вер­но­го Воз­рож­де­ния, Б. в сво­их зре­лых про­из­ве­де­ни­ях яв­ст­вен­но от­ра­зил уро­ки сев.-итал. жи­во­пи­си (осо­бен­но ве­не­ци­ан­ской шко­лы). Это ска­зы­ва­ет­ся в ко­ло­ри­стич. строе его кар­тин, сво­бо­де и урав­но­ве­шен­но­сти ком­по­зи­ци­он­ных ре­ше­ний («Ма­рия с Мла­ден­цем», 1509–10, Герм. нац. му­зей, Нюрн­берг). Сре­ди луч­ших ра­бот Б. – «Ал­тарь Ио­ан­на» (1518) и «Ал­тарь с Рас­пя­ти­ем» (1519; оба – Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). В центр. сце­не пер­во­го ал­та­ря – яв­ле­ние Бо­го­ма­те­ри св. Ио­ан­ну – жиз­нен­ная кон­крет­ность со­че­та­ет­ся с ощу­ще­ни­ем не­по­сти­жи­мо­го чу­да: бла­го­го­вей­ный тре­пет про­ни­зы­ва­ет как фи­гу­ру мо­ло­до­го еван­ге­ли­ста, так и скло­няю­щие­ся де­ре­вья, ос­ве­щён­ную от­бле­ска­ми не­бес­но­го сия­ния ли­ст­ву. Позд­ние про­из­ве­де­ния Б. от­ли­ча­ют­ся не­ко­то­рой пе­ре­гру­жен­но­стью ком­по­зи­ции («Эс­фирь и Ар­так­серкс», 1528, там же). Ис­пол­нил мно­го ри­сун­ков для гра­вюр (се­рия «Три­умф» для имп. Мак­си­ми­лиа­на I, 1515–19; к кн. «Ге­неа­ло­гия», ме­ж­ду 1512–18, и др.). Рас­ши­рил воз­мож­но­сти кси­ло­гра­фии, при­ме­няя цвет­ную пе­чать с не­сколь­ких до­сок (тех­ни­ка кья­ро­ску­ро).

Лит.: Falk Т. H. Burgkmair. Münch., 1968; H. Burgkmair. Das graphische Werk. (Kat.). Stuttg., 1973; Alex R. H. Burgkmair. Dresden, 1976.

Вернуться к началу