БУ́РГКМАЙР ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУ́РГКМАЙР (Burgkmair) Ханс (между 1.1 и 10.5.1473, Аугсбург – между маем и авг. 1531, там же), нем. живописец и график. Учился у своего отца, аугсбургского живописца Томана Бургкмайра (1444–1523), у М. Шонгауэра в Кольмаре (1488–89); возможно, у Х. Хольбейна Старшего в Аугсбурге (ок. 1492). С 1498 мастер гильдии живописцев в Аугсбурге. По заказу мон. Св. Екатерины исполнил (совм. с Хольбейном Старшим) цикл картин, посвящённых рим. базиликам («Базилика Св. Петра», 1501, и др., Гос. галерея, Аугсбург). В 1503 путешествовал вниз по Рейну, возможно, добрался до Нидерландов. Несколько раз посетил Италию, гл. обр. Милан и Венецию (ок. 1495 и в 1506–07). Один из гл. представителей Северного Возрождения, Б. в своих зрелых произведениях явственно отразил уроки сев.-итал. живописи (особенно венецианской школы). Это сказывается в колористич. строе его картин, свободе и уравновешенности композиционных решений («Мария с Младенцем», 1509–10, Герм. нац. музей, Нюрнберг). Среди лучших работ Б. – «Алтарь Иоанна» (1518) и «Алтарь с Распятием» (1519; оба – Старая пинакотека, Мюнхен). В центр. сцене первого алтаря – явление Богоматери св. Иоанну – жизненная конкретность сочетается с ощущением непостижимого чуда: благоговейный трепет пронизывает как фигуру молодого евангелиста, так и склоняющиеся деревья, освещённую отблесками небесного сияния листву. Поздние произведения Б. отличаются некоторой перегруженностью композиции («Эсфирь и Артаксеркс», 1528, там же). Исполнил много рисунков для гравюр (серия «Триумф» для имп. Максимилиана I, 1515–19; к кн. «Генеалогия», между 1512–18, и др.). Расширил возможности ксилографии, применяя цветную печать с нескольких досок (техника кьяроскуро).