АНАМОРФО́ЗА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНАМОРФО́ЗА (от греч. ἀναμόρφωσις – новообразование, изменение формы), намеренное искажение форм в живописи, воссоздающее предмет в особом, причудливом ракурсе или имитирующее отражение в выпуклом или вогнутом зеркале. Эффекты А. охотно использовались художниками Ренессанса и барокко и теоретически обосновывались в науч. трактатах этого времени. Искажения в конич. и цилиндрич. зеркалах были открыты в кит. иск-ве и стали известны европ. художникам («Автопортрет в выпуклом зеркале» Ф. Пармиджанино, 1523–24, Художественно-исторический музей, Вена). Темой А. часто является скрытый образ: так, в «Портрете французских послов» Х. Хольбейна Младшего (1533, Нац. галерея, Лондон) странный продолговатый предмет у ног изображённых под определённым углом зрения превращается в череп, т. е. «полую кость» (нем. Hohlbein), возможно, иносказательно указывающую имя автора. Нередко А. усиливают атмосферу чудесного видения (в церковных фресках барокко). А. также понимается нередко и более обобщённо: как обозначение окказионального (или двойного) образа, совмещающего воедино два разных мотива (напр., гору и человеческую голову); среди характерных примеров такого рода «удвоений» – маньеристические картины Дж. Арчимбольдо, а в искусстве 20 в. многие произведения С. Дали.