Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАМОРФО́ЗА

Авторы: М. Н. Соколов
Х. Хольбейн Младший.«Портрет французских послов». 1533. Национальная галерея (Лондон).

АНАМОРФО́ЗА (от греч. ἀναμόρφωσις – но­во­об­ра­зо­ва­ние, из­ме­не­ние фор­мы), на­ме­рен­ное ис­ка­же­ние форм в жи­во­пи­си, вос­соз­даю­щее пред­мет в осо­бом, при­чуд­ли­вом ра­кур­се или ими­ти­рую­щее от­ра­же­ние в вы­пук­лом или во­гну­том зер­ка­ле. Эф­фек­ты А. охот­но ис­поль­зо­ва­лись ху­дож­ни­ка­ми Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко и тео­ре­ти­че­ски обос­но­вы­ва­лись в на­уч. трак­та­тах это­го вре­ме­ни. Ис­ка­же­ния в ко­нич. и ци­лин­д­рич. зер­ка­лах бы­ли от­кры­ты в кит. иск-ве и ста­ли из­вест­ны ев­роп. ху­дож­ни­кам («Ав­то­порт­рет в вы­пук­лом зер­ка­ле» Ф. Пар­мид­жа­ни­но, 1523–24, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на). Те­мой А. час­то яв­ля­ет­ся скры­тый об­раз: так, в «Порт­ре­те фран­цуз­ских по­слов» Х. Холь­бей­на Млад­ше­го (1533, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) стран­ный про­дол­го­ва­тый пред­мет у ног изо­бра­жён­ных под оп­ре­де­лён­ным уг­лом зре­ния пре­вра­ща­ет­ся в че­реп, т. е. «по­лую кость» (нем. Hohl­bein), воз­мож­но, ино­ска­за­тель­но ука­зы­ваю­щую имя ав­то­ра. Не­ред­ко А. уси­ли­ва­ют ат­мо­сфе­ру чу­дес­но­го ви­де­ния (в цер­ков­ных фре­сках ба­рок­ко). А. так­же по­ни­ма­ет­ся не­ред­ко и бо­лее обоб­щён­но: как обо­зна­чение ок­ка­зио­наль­но­го (или двой­но­го) об­раза, со­вме­щаю­ще­го во­еди­но два раз­ных мо­ти­ва (напр., го­ру и че­ло­ве­че­скую го­ло­ву); сре­ди ха­рак­тер­ных при­ме­ров та­ко­го ро­да «уд­вое­ний» – мань­е­ри­стические кар­ти­ны Дж. Ар­чим­боль­до, а в искусстве 20 в. многие про­из­ве­де­ния С. Да­ли.

Лит.: Вaltrušaitis J. Anamor­phoses ou magie ar­ti­fi­cielle des ef­fects merveilleux. P., 1969.

Вернуться к началу