О́ЛЬБРИХ ЙОЗЕФ МАРИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛЬБРИХ (Olbrich) Йозеф Мария (22.12.1867, Троппау, ныне Опава, Чехия – 8.8.1908, Дюссельдорф), австр. архитектор и дизайнер. Изучал строит. дело в Троппау (1880–82) у Х. Кмента, затем в Гос. школе прикладного иск-ва в Вене (1882–86) у Ю. Дайнингера и К. Зитте. Работал прорабом и чертёжником, позднее ведущим архитектором в строит. фирме А. Бартеля в Троппау (1886–90). В 1890–93 учился у К. Хазенауэра в венской АХ. В 1893 награждён Рим. пр., что позволило ему в 1893–94 совершить путешествие по Италии и Сев. Африке. О. поступил на работу в мастерскую О. Вагнера, где участвовал в проектировании станций и др. сооружений венской гор. железной дороги (1894–98): он предположительно автор проекта орнамента с подсолнухами на фасаде ст. Карлсплац и оформления интерьера ж.-д. Дворцового павильона в р-не Хитцинг (перестроен). В 1895–96 О. побывал во Франции, Англии и Германии, где изучал совр. архитектуру. В 1897 О. стал одним из основателей венского Сецессиона, в 1898 открыл собств. архит. мастерскую. Известность О. принесла постройка выставочного здания Сецессиона (1897–98), ставшего для Вены нач. 20 в. манифестом архитектуры модерна. О. также разработал дизайн 1-й (1898), 2-й (1898) и 4-й (1899) выставок венского Сецессиона, австр. и нем. экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900) и др. Среди др. работ этого времени – виллы М. Фридмана (1898) и Г. Бара (1899–1900; обе – в Вене). В 1899 О. по приглашению вел. герцога Эрнста Людвига Гессенского стал архитектором колонии художников в Дармштадте и переехал туда; в выполненной О. для неё серии проектов (1899–1908) нашла воплощение идея гезамткунстверка («совокупного худож. произведения»; см. Синтез искусств). О. – автор генплана колонии, её парка, а также проектов почти всех временных и постоянных построек в ней: «Дома Эрнста Людвига» (кóрпуса худож. мастерских) и особняков художников (1899–1900); Свадебной башни (1908), выставочного здания (1905–08) и др. Выиграв в 1906 конкурс на проект универмага «Тиц» в Дюссельдорфе (завершён в 1909 после смерти О.; ныне «Кауфхоф»), в 1907 О. перенёс туда свою мастерскую. Проекты универмага «Тиц» и виллы Файнхальса в пригороде Кёльна Мариенбурге (1908, не сохр.) свидетельствуют о стилистич. эволюции в творчестве О.: архитектор от венского модерна переходит к редуцированным классич. формам. В 1907 О. стал членом-основателем «Немецкого Веркбунда».