Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́НАЧЕК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 709-710

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

Я́НАЧЕК (Janáček) Ле­ош (3.7.1854, дер. Гу­к­валь­ди, Мо­ра­вия – 12.8.1928, Вель­ка-Ост­ра­ва, ны­не Ост­ра­ва), чеш. ком­по­зи­тор и му­зы­ко­вед. Сын сель­ско­го учи­те­ля, ре­ген­та и ор­га­ни­ста Йир­жи Я. С 1865 вос­пи­тан­ник муз. ин­тер­на­та при ав­гу­стин­ском Ста­ро­брнен­ском мон., пев­чий мо­на­стыр­ско­го хо­ра. В 1872 окон­чил Брнен­ский Сла­вян­ский ин-т под­го­тов­ки учи­те­лей, в 1875 – Праж­скую ор­ган­ную шко­лу (учил­ся у Ф. Ску­гер­ско­го, Ф. Бла­же­ка), в 1879–80 изу­чал ком­по­зи­цию в Лейп­циг­ской (класс Л. Грил­ля) и Вен­ской (класс Ф. Крен­на) кон­сер­вато­ри­ях. В 1873–76 хор­мей­стер хо­ро­во­го об-ва ре­мес­лен­ни­ков «Свя­то­п­лук», в 1881–88 ди­ри­жёр ор­ке­ст­ра кон­церт­но­го об-ва «Бе­се­да брнен­ска». Ос­но­ва­тель (1881), пер­вый ди­рек­тор и проф. Брнен­ской ор­ган­ной шко­лы (с 1947 Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств им. Л. Яна­че­ка). В 1919–25 проф. клас­са ком­по­зи­ции в Брнен­ском фи­лиа­ле Праж­ской кон­сер­ва­то­рии. С 1886 под влия­ни­ем чеш. фи­ло­ло­га Ф. Бар­то­ша изу­чал муз. фольк­лор, из­дал св. 100 об­ра­бо­ток мо­рав­ских нар. пе­сен. В 1884–88 ре­дак­тор пер­вой мо­рав­ской муз. газ. «Hudební listy», пи­сал муз.-кри­тич. ста­тьи в га­зе­ты «Hlíd­ka» (с 1887), «Moravské listy» (1890–1892), «Lidové noviny» (1893–1928). Я., ис­пы­тав­ший боль­шое влия­ние рус. лит-ры и му­зы­ки, с 1896 не­од­но­крат­но при­ез­жал в Рос­сию.

Из 9 опер Я. наи­бо­лее из­вест­ны «Её пад­че­ри­ца», или «Ену­фа» (по дра­ме Г. Прейс­со­вой, 1904), «Ка­тя Ка­ба­но­ва» (по дра­ме «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го, 1921), «При­клю­че­ния ли­сич­ки-плу­тов­ки» («Příhody lišky Bystroušky», по «гра­фи­че­ской но­вел­ле» Р. Тес­ног­ли­де­ка, 1924), «Сред­ст­во Мак­ро­пу­ло­са» (по ко­ме­дии К. Ча­пе­ка, 1926), «Из мёрт­во­го до­ма» (по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, 1930; все на либр. ав­то­ра, пост. в Брно). В ба­ле­те с пе­ни­ем «Ра­кош Ра­ко­чи» (по назв. сло­вац. сва­деб­но­го об­ря­да) ис­поль­зо­ва­ны нар. те­мы (1891, Пра­га). Сре­ди со­чи­не­ний: «Гла­го­ли­че­ская мес­са» (ка­то­лич. мес­са на цер­ков­но­сла­вян­ском яз., текст за­пи­сан гла­го­ли­цей; 1926) и 3 кан­та­ты на ду­хов­ные и свет­ские тек­сты; во­каль­ные цик­лы «Днев­ник ис­чез­нув­ше­го» («Zápis­ník zmizelého», 1919) и «При­ба­ут­ки» (« ̌Rikadla», 1925); со­чи­не­ния для ор­ке­ст­ра (все­го ок. 20) – рап­со­дия «Та­рас Буль­ба» (по Н. В. Го­го­лю, 1918), сим­фо­нич. по­эма «Бла­ниц­кая бал­ла­да» (1920), Во­ен­ная сим­фо­ни­ет­та (1926), рап­со­дии на те­мы ва­лаш­ских, мо­рав­ских, га­нац­ких и др. нар. тан­цев, др. со­чи­не­ния на слав. фольк­лор­ные те­мы («Серб­ское ко­ло», «Ко­за­чок»); струн­ный квар­тет «Крей­це­ро­ва со­на­та» (по по­вес­ти Л. Н. Тол­сто­го, 1923).

Сти­ли­сти­ка муз. со­чи­не­ний Я. в це­лом на­сле­ду­ет тра­ди­ци­ям Б. Сме­та­ны и А. Двор­жа­ка: Я. опи­рал­ся на слав. муз. фольк­лор (за­им­ст­во­вал и об­ра­ба­ты­вал ме­ло­дии нар. пе­сен, обыг­ры­вал ха­рак­тер­ные для нар. тан­цев рит­мо­фор­му­лы), нац. ко­ло­рит при этом впи­сан в кон­текст зап.-ев­роп. ро­ман­тиз­ма. Про­грамм­ность про­яви­лась в сим­фо­нич. по­эмах, кар­ти­нах, рап­со­ди­ях, од­но­ча­ст­ном кон­цер­те для скрип­ки с ор­ке­ст­ром «Стран­ст­вия ду­шень­ки» («Putování dušičky», 1926, не окон­чен); муз. язы­ку свой­ст­вен­на опо­ра на ме­ло­дию, ос­но­ва гар­мо­нии – рас­ши­рен­ная то­наль­ность с мо­да­лиз­ма­ми, и др. В ря­де сце­нич. со­чи­не­ний ощу­ти­мо влия­ние М. П. Му­сорг­ско­го, ко­то­рое ска­за­лось в дек­ла­маци­он­но­сти во­каль­ных пар­тий («ому­зы­ка­лен­ная речь» вме­сто при­выч­ной ме­ло­дии), про­ти­во­пос­тав­ле­нии их на­сы­щен­но­му те­ма­тич. раз­ра­бот­кой ор­ке­ст­ру, стрем­ле­нии по­мес­тить в центр дра­ма­тур­гич. за­мыс­ла тра­ге­дию лич­но­сти – оди­но­кой («Сред­ст­во Мак­ро­пу­ло­са») или от­верг­ну­той об­ще­ст­вом («Из мёрт­во­го до­ма»). Ав­тор двух мо­но­гра­фий по гар­мо­нии, в т. ч. «Пол­ное уче­ние о гар­мо­нии» («Úplná nauka o harmonii», 2-е изд., 1920). Ори­ги­наль­ные муз.-тео­ре­тич. идеи со­дер­жат­ся в стать­ях «Рит­ми­ка на­род­ной пес­ни» (1904), «Ос­но­вы му­зы­каль­ной рит­ми­ки» (ок. 1910) и др.

Соч.: Teoretické dílo… Brno, 2007.

Лит.: Го­зен­пуд А. А. Л. Яна­чек и рус­ская куль­ту­ра. М., 1984; Burghauser J. Hudební metrika v Janáčkovo teoretickém díle // Sbornik praci Filozofické fakulty brněské univerzity. 1984. H. 19–20; Simeone N., Tyrrell J., Něm­cová A. Janáček’s works: A catalogue of the mu­sic and writings of L. Janáček. Oxf., 2009.

Вернуться к началу