Я́НАЧЕК
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Я́НАЧЕК (Janáček) Леош (3.7.1854, дер. Гуквальди, Моравия – 12.8.1928, Велька-Острава, ныне Острава), чеш. композитор и музыковед. Сын сельского учителя, регента и органиста Йиржи Я. С 1865 воспитанник муз. интерната при августинском Старобрненском мон., певчий монастырского хора. В 1872 окончил Брненский Славянский ин-т подготовки учителей, в 1875 – Пражскую органную школу (учился у Ф. Скугерского, Ф. Блажека), в 1879–80 изучал композицию в Лейпцигской (класс Л. Грилля) и Венской (класс Ф. Кренна) консерваториях. В 1873–76 хормейстер хорового об-ва ремесленников «Святоплук», в 1881–88 дирижёр оркестра концертного об-ва «Беседа брненска». Основатель (1881), первый директор и проф. Брненской органной школы (с 1947 Академия изящных искусств им. Л. Яначека). В 1919–25 проф. класса композиции в Брненском филиале Пражской консерватории. С 1886 под влиянием чеш. филолога Ф. Бартоша изучал муз. фольклор, издал св. 100 обработок моравских нар. песен. В 1884–88 редактор первой моравской муз. газ. «Hudební listy», писал муз.-критич. статьи в газеты «Hlídka» (с 1887), «Moravské listy» (1890–1892), «Lidové noviny» (1893–1928). Я., испытавший большое влияние рус. лит-ры и музыки, с 1896 неоднократно приезжал в Россию.
Из 9 опер Я. наиболее известны «Её падчерица», или «Енуфа» (по драме Г. Прейссовой, 1904), «Катя Кабанова» (по драме «Гроза» А. Н. Островского, 1921), «Приключения лисички-плутовки» («Příhody lišky Bystroušky», по «графической новелле» Р. Тесноглидека, 1924), «Средство Макропулоса» (по комедии К. Чапека, 1926), «Из мёртвого дома» (по Ф. М. Достоевскому, 1930; все на либр. автора, пост. в Брно). В балете с пением «Ракош Ракочи» (по назв. словац. свадебного обряда) использованы нар. темы (1891, Прага). Среди сочинений: «Глаголическая месса» (католич. месса на церковнославянском яз., текст записан глаголицей; 1926) и 3 кантаты на духовные и светские тексты; вокальные циклы «Дневник исчезнувшего» («Zápisník zmizelého», 1919) и «Прибаутки» (« ̌Rikadla», 1925); сочинения для оркестра (всего ок. 20) – рапсодия «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, 1918), симфонич. поэма «Бланицкая баллада» (1920), Военная симфониетта (1926), рапсодии на темы валашских, моравских, ганацких и др. нар. танцев, др. сочинения на слав. фольклорные темы («Сербское коло», «Козачок»); струнный квартет «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого, 1923).
Стилистика муз. сочинений Я. в целом наследует традициям Б. Сметаны и А. Дворжака: Я. опирался на слав. муз. фольклор (заимствовал и обрабатывал мелодии нар. песен, обыгрывал характерные для нар. танцев ритмоформулы), нац. колорит при этом вписан в контекст зап.-европ. романтизма. Программность проявилась в симфонич. поэмах, картинах, рапсодиях, одночастном концерте для скрипки с оркестром «Странствия душеньки» («Putování dušičky», 1926, не окончен); муз. языку свойственна опора на мелодию, основа гармонии – расширенная тональность с модализмами, и др. В ряде сценич. сочинений ощутимо влияние М. П. Мусоргского, которое сказалось в декламационности вокальных партий («омузыкаленная речь» вместо привычной мелодии), противопоставлении их насыщенному тематич. разработкой оркестру, стремлении поместить в центр драматургич. замысла трагедию личности – одинокой («Средство Макропулоса») или отвергнутой обществом («Из мёртвого дома»). Автор двух монографий по гармонии, в т. ч. «Полное учение о гармонии» («Úplná nauka o harmonii», 2-е изд., 1920). Оригинальные муз.-теоретич. идеи содержатся в статьях «Ритмика народной песни» (1904), «Основы музыкальной ритмики» (ок. 1910) и др.