КАПУА́НА ЛУИДЖИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПУА́НА (Capuana) Луиджи (28.5.1839, Минео, о. Сицилия – 29.11.1915, Катания), итал. писатель. Сын состоятельного землевладельца. Учился в ун-те г. Катания (1857–60). Работал журналистом (1877–84); мэр г. Минео (1883–88); преподавал в ун-тах Рима и Катании (1900–14). Первое юношеское стихотворение опубликовал в 1851; первая серьёзная публикация – романтич. драма в стихах «Гарибальди» («Garibaldi», 1861). Ранние рассказы К., в т. ч. «Доктор Симбалюс» («Dottor Cymbalus», 1867), близки к манере лит. кружка Скапильятура. В кн. «Современный итальянский театр» («Il teatro italiano contemporaneo», 1872) К. осмысляет театральное искусство как единый организм, развивающийся параллельно с обществом. В сб-ке психологич. новелл-«портретов» «Женские профили» («Profili di donne», 1877) и в первом романе К. «Джачинта» («Giacinta», 1879), отразившем влияние Г. Флобера, П. Бурже и Э. Золя, определились осн. особенности дальнейшего творчества К.: необычность психологич. коллизии, документальная точность в физиологич. описаниях, акцентирование воздействия среды на личность. Совместно с Дж. Вергой К. выработал принципы лит-ры веризма; уточнению позиций веризма посвящены книги К. «Очерки современной литературы» («Studi sulla letteratura contemporanea», 1879–82), «Ради искусства» («Per l’arte», 1885) и др. В сб-ках рассказов 1890-х гг. К. обратился к глубинам подсознательного: «Страстные души» («Le Appassionate», 1893), «Крестьянки» («Le paesane», 1894) и др. Наиболее значит. сочинение К. – роман «Маркиз Роккавердина» («Il Marchese di Roccaverdina», 1901), в котором элементы натурализма соединяются с влиянием этич. проблематики «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Сицилийские корни творчества К. ощутимы в книгах сказок для детей: «Жили-были» («C’era una volta», 1882) и др., а также в комедиях на диалекте. На рус. язык сочинения К. переводились с 1887.