БУРИДА́Н ЖАН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУРИДА́Н (Buridan, Buridanus) Жан (ок. 1295, Бетюн, Франция – ок. 1358, Париж), ср.-век. логик и философ. Преподавал философию в Парижском ун-те, в 1328 и 1340 его ректор. Автор комментариев и «вопросов» к сочинениям Аристотеля, а также трактатов по логике. В логич. исследованиях и натурфилософии опирался на принципы логики и теории познания У. Оккама. Определение науч. знания Б. расширил так, что в него вошло и опытное естествознание. Принимая аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, он проводит различие между логически необходимыми посылками и необходимыми в условном смысле, очевидность которых основывается на опытных утверждениях. Тем самым Б. отказывается от принятого в схоластике положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой.
Учение Б. о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек желает того, что представляется его разуму наибольшим благом. Между равными благами выбор невозможен: знаменитый «буриданов осёл» умирает с голоду между двумя одинаковыми охапками сена, поскольку нет никаких оснований для выбора.
Б. принадлежит ср.-век. модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса (лат. impetus – порыв), объясняющая движение тел, продолжающееся при отсутствии контакта с внешним двигателем: так, тело при броске получает от первоначального двигателя силу (импетус), которая, оставаясь в нём, сама затем выступает в качестве двигателя. Объяснения с помощью целевых причин заменяются в аристотелианской физике Б. объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.