ВЕСЕЛО́ВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Александр Николаевич [4(16).2.1838, Москва – 10(23).10.1906, С.-Петербург], рос. филолог, историк и теоретик литературы. Акад. Петерб. АН (1881). Брат Алексея Н. Веселовского. Родился в семье военного. Окончил Моск. ун-т (1858). Печатался с 1859. До 1870 в осн. за границей: сначала в качестве частного гувернёра, затем слушал лекции в Берлине, Праге; работал в итал. архивах (1864–67). Обнаруженная во Флоренции неизв. рукопись эпохи Возрождения, в которой описывался круг общения гуманистов, послужила основой магистерской дис. В. «Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV–XV cтолетия» (1867, на итал. яз.; рус. изд. – 1870). С 1872 проф. С.-Петерб. ун-та. В 1901 возглавил Отделение рус. яз. и словесности Петерб. АН.
Основоположник рус. филологич. школы. В своей вступительной лекции к курсу истории всеобщей лит-ры («О методе и задачах истории литературы как науки», 1870) провозгласил приверженность методу сравнительно-исторического литературоведения, который демонстрирует (на основе открытий в области мифологии, этнографии, лингвистики) как неизвестные ранее черты общности нац. культур, так и возможности их параллельного развития и взаимодействия. В традициях компаративистики выполнена докторская дис. В. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (1872). Последующие его исследования в области рус. духовного стиха (1879–91), юж.-рус. былин (1881–84), а также античной и визант. предыстории романа («Из истории романа и повести», вып. 1–2, 1886–88) подготовили создание системы исторической поэтики. Это итоговое понятие возникает у В. в 1893 (ст. «Из введения в историческую поэтику»). В печати начинают появляться части из задуманной книги, которая не была им завершена (её план опубл. в 1959). Рассматривая «исторические условия поэтической продукции», В. показал, как из обрядового синкретизма рождаются осн. формы словесного иск-ва, а хоровой запевала превращается в поэта («Три главы из исторической поэтики», 1898). За этой частью должна была следовать «история поэтического стиля» (сюда относятся знаменитые статьи «Из истории эпитета», 1895; «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля», 1898). Последний раздел, который частично успел подготовить В., – «Поэтика сюжета». Части, посвящённые истории идей, жанров и личности поэта, написаны не были; их отсутствие частично восполняют работы В. по отдельным проблемам, эпохам и авторам (Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, В. А. Жуковский). Понятие историч. поэтики, предлагающей исследовать не вечные законы иск-ва, не поэтич. правила, а закономерности культурной динамики, стало одной из основополагающих идей в отеч. филологии 20 в.