ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ТИКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ТИКА, методологич. подход к словесному искусству, предполагающий изучение его категорий (жанр, сюжет и т. п.) в их историч. развитии. Термин введён Александром Н. Веселовским; впервые был использован в лекции «Из введения в историческую поэтику», прочитанной в 1893 (опубл. в 1894); первоначально Веселовский пользовался термином «историческая эстетика», заимствованным у Х. Штейнталя. Целенаправленная работа по созданию И. п. началась в 1890-е гг., когда учёный познакомился с «Поэтикой» В. Шерера. Замысел Веселовского состоял в том, чтобы историзировать поэтику (восходящую к Аристотелю), поставив перед ней задачу, «отправившись от простейших форм слова, мифа», «проследить формальное развитие родов» («Определение поэзии»). Целью И. п. было не предписание словесному искусству вечных законов (как в нормативной поэтике прошлого, которая, по Веселовскому, «никогда не была в состоянии овладеть разнообразно сменявшимися направлениями вкуса», но лишь «бессознательно отражала их»), а понимание общих закономерностей его развития. Опираясь на открытия в области сравнит. мифологии и грамматики, Веселовский определил, что «метод новой поэтики будет сравнительный». Согласно плану, обнаруженному в бумагах учёного (опубл. в 1959 В. М. Жирмунским), книга, излагающая основы И. п., должна была включать 4 части: «Определение поэзии» (1888–90, опубл. в 1959), «Исторические условия поэтической продукции», «Личность поэта», «Внешняя история поэтических родов и частные процессы литературной эволюции». Всё опубликованное при жизни Веселовского относилось ко 2-й части: 1-й её раздел – «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» (1899), 2-й раздел – «История поэтического стиля» (1895–99). Посмертно (в 1913) был опубликован 3-й раздел 2-й части – «Поэтика сюжетов». 4-й раздел 2-й части – «История идеалов» (как и 2 последние части книги) – не был написан.
И. п. Веселовского стала основанием для рус. филологич. школы в 20 в.; к ней восходят осн. идеи в области изучения поэтики и морфологии сюжета (В. Я. Пропп), жанра (М. М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов), теории поэтической речи (формальная школа). И. п. остаётся продуктивным методом совр. литературоведения.