ТЫНЯ́НОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЫНЯ́НОВ Юрий Николаевич [6(18).10.1894, Режица Витебской губ., ныне Резекне, Латвия – 20.12.1943, Москва], рус. писатель, литературовед, сценарист, переводчик. Родился в состоятельной евр. семье. В 1912–19 учился в Петрогр. ун-те, где посещал Пушкинский семинарий С. А. Венгерова. С 1919 преподавал лит-ру в школе, работал в Петрогр. бюро Коминтерна; выступал с чтением лекций. В 1921–30 проф. Ин-та истории искусств в Ленинграде. С 1936 в Москве.
Один из ведущих теоретиков формальной школы в отеч. литературоведении. С 1918 вместе с В. Б. Шкловским и Б. М. Эйхенбаумом принимал участие в работе ОПОЯЗа. Первая книга – «Достоевский и Гоголь. (К теории пародии)» (1921), за которой последовали «Проблема стихотворного языка» (1924) о семантике худож. речи, а также сб. статей «Архаисты и новаторы» (1929), где, в частности, описал лит. борьбу в рус. лит-ре первой трети 19 в. как противостояние приверженцев старых норм лит. языка (архаистов) и сторонников языковой реформы Н. М. Карамзина, в отличие от традиц. противопоставления представителей классицизма и романтизма. Отличительной особенностью науч. творчества Т. стало сочетание теоретич. и историко-лит. подходов. Науч. интересы Т. преломились в его худож. произведениях: историч. романы «Кюхля» (1925, о В. К. Кюхельбекере), «Смерть Вазир-Мухтара» (1927–28, о А. С. Грибоедове), «Пушкин» (1935–43, не завершён); рассказы и повести на историч. сюжеты «Подпоручик Киже» (1928, экранизирован по сценарию Т. в 1934); «Восковая персона» (1931), «Малолетный Витушишников» (1933) и др., отмеченные глубоким знанием описываемой эпохи, выразительным и живым языком с элементами историч. стилизации. Один из создателей книжной серии «Библиотека поэта». Занимался переводами поэзии, прежде всего – Г. Гейне. Автор лит.-критич. статей о рус. лит-ре нач. 20 в.
В 1926–27 возглавлял сценарный отдел «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»), в 1926 организовал кинофакультет в ленингр. Ин-те истории искусств. Внёс значит. вклад в практику и теорию экранизации: исследовал проблемы соотношения кино и лит-ры, кино и театра, условную природу экранного повествования в связи с особенностями восприятия кинозрелища, семантику средств экрана и т. д. Автор и соавтор сценариев фильмов «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926), «С. В. Д.» («Союз великого дела», 1927), «Ася» (по И. С. Тургеневу, 1928).
С 1982 в Резекне проводятся науч. конференции «Тыняновские чтения», по материалам которых с 1984 издаются «Тыняновские сборники».