ГРИБОЕ́ДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИБОЕ́ДОВ Александр Сергеевич [4(15).1.1795, по др. данным, 1794 или 1790, Москва – 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе], рус. драматург, поэт, дипломат, лит. критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода. Учился первоначально дома, при содействии профессоров Моск. ун-та, затем в Моск. университетском благородном пансионе (1806) и на словесном отделении Моск. ун-та (1806–08), позднее слушал лекции на этико-политич. отделении и был произведён в кандидаты права (1810); вплоть до 1812 оставался в ун-те, изучая математику и естеств. науки. В июле 1812 зачислен корнетом в Моск. гусарский полк, в декабре того же года переведён в Иркутский гусарский полк. С нояб. 1813 служил при штабе нач. Кавалерийских резервов ген. А. С. Кологривова; в марте 1816 вышел в отставку. В июне 1817 поступил на службу в Коллегию иностр. дел губернским секретарём, в дек. 1817 получил должность переводчика. В июле 1818 назначен секретарём при поверенном в Персии, в 1822 – секретарём «по дипломатич. части» при главноуправляющем Грузией ген. А. П. Ермолове. В дек. 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. 22.1.1826 арестован по делу о восстании декабристов, 2.6.1826 освобождён с «очистительным аттестатом». После назначения ген. И. Ф. Паскевича (женатого на двоюродной сестре Г.) ком. Отд. Кавк. корпуса Г. занимался «заграничными сношениями» с Турцией и Персией, участвовал в подготовке нереализованного проекта Рос. Закавказской компании, внёс значит. вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 (в марте 1828 доставил текст договора в С.-Петербург, где Г. принял Николай I, наградив чином статского советника и орденом Св. Анны 2-й степени с алмазами). Летом 1828 Г. выехал в Персию в ранге полномочного министра Рос. имп. миссии. В августе того же года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе – Нине Александровне. Убит в Тегеране разъярённой толпой, ворвавшейся в здание рос. посольства.
Лит. деятельность Г. началась в 1814 публицистич. статьями «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах» (ж. «Вестник Европы») и продолжилась переводом пьесы К. де Лессера «Молодые супруги» (1815). В 1816 выступил как лит. критик с острополемич. статьёй «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"», направленной против Н. И. Гнедича и косвенно против В. А. Жуковского, которая вызвала широкий резонанс. Вскоре Г. сблизился с кругом П. А. Катенина и А. А. Шаховского, чьи лит. вкусы были далеки от «мечтательного романтизма» Жуковского и его единомышленников. Совм. с Шаховским и Н. И. Хмельницким написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), совм. с Катениным – комедию «Студент» (1817), в которой содержались откровенные насмешки над стилем К. Н. Батюшкова, Жуковского и В. Л. Пушкина, совм. с А. А. Жандром – комедию «Притворная неверность» (1818). Вместе с тем Г. никогда не стремился к активному участию в борьбе лит. группировок, предпочитая независимость. Осенью 1823 он сблизился с П. А. Вяземским, убеждённым противником Шаховского и Катенина, и сочинил в соавторстве с ним водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824), после чего, формально не порывая с Вяземским, оказался в числе ближайших приятелей его злейшего врага – Ф. В. Булгарина.
Лирика Г. и отрывки незавершённых поэм почти не привлекли внимания современников: его опыты в этом роде («Кальянчи», 1820–21; «Давид», 1823; «Хищники на Чегеме», 1825; «Там, где вьётся Алазань…», 1826, и др.) принципиально не отличались от многочисленных в 1820-е гг. сочинений в «библейском» и «восточном» стилях. В историю рус. лит-ры Г. вошёл как автор комедии «Горе от ума» [осн. текст – 1824; 1-е изд., 1833 (с цензурными изъятиями); первые полные издания – 1858 (за границей), 1862 (в России); первые постановки: любительскими труппами – 1827–28, Кавказ; проф. труппами – 1831, С.-Петербург (янв.), Москва (нояб.)], в обсуждении которой приняли участие неск. поколений рус. писателей (М. А. Дмитриев, А. А. Бестужев, О. М. Сомов, К. А. Полевой, В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Меньшиков и мн. др.). Если потомки оценивали комедию, как правило, высоко, то современники (в т. ч. А. С. Пушкин, Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг) более сдержанно, поскольку созданный Г. образ культурной жизни моск. дворянства оказался слишком далёким от реальности, а поведение гл. героя воспринималось как не вполне адекватное: свои обличит. монологи он адресовал тем, кто ни согласиться с ним, ни понять его не мог. В «декабристской» среде, однако, видели в Чацком «героя века», образцового либерала, и именно это восприятие комедии оказалось востребованным во 2-й пол. 19 и особенно в 20 вв.
Худож. своеобразие «Горя от ума» обусловлено стремлением Г. к широкому синтезу выразительных возможностей классицизма и романтизма. С одной стороны, он учёл требование единства времени, места и действия, активнейшим образом использовал «говорящие» фамилии и ориентировался на традиц. сценич. амплуа (резонёра, обманутого отца, хвастливого воина, комической старухи и др.). С другой стороны, с образом Чацкого, классич. резонёра, не устающего негодовать на обществ. нравы, соотнесены едва ли не все осн. перипетии судьбы романтич. героя: одиночество (Чацкий противопоставлен не только консервативной Москве Фамусова, но и либеральной – Репетилова), странствие, изгнание и проклятие, воспоминания, крушение любви, которая понимается в полном соответствии с романтич. трактовкой конфликта идеала и действительности, и т. п. Исключительно сложной оказалась жанровая структура пьесы: традиция высокой комедии классицизма усложнялась взаимодействием с целым рядом иных форм, и в первую очередь с комедией салонной, которая наполнилась злободневным обществ. содержанием. Первый монолог Чацкого представляет собой эпиграмматич. цикл, а последующие в целом тяготеют к сатире, но при этом в них присутствуют и отд. элегич. мотивы; «сон» Софьи является пародией на баллады Жуковского, и т. д. Стиль комедии также отразил общее стремление Г. к синтезу: салонная речь сочетается с просторечием, ирония – с патетич. декламацией, краткие афористич. реплики – с обширными монологами, точность высказывания – с приёмами словесной игры. Смысловая структура комедии – результат скептич. переосмысления некоторых представлений, выдвинутых эпохой Просвещения (ум и чувство личного достоинства ведут человека не к счастью, а к горю).
Ряд лит. замыслов Г. не успел реализовать (трагедии «1812-й год», «Грузинская ночь»). Из муз. сочинений Г. сохранились 2 вальса (e-moll, As-dur).