Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 106

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Ивинский

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ Ни­ко­лай Ива­но­вич [11(22).8.1791, по др. све­де­ни­ям, 1789, С.-Пе­тер­бург – 8(20).9.1845, там же], рус. пи­са­тель, пе­ре­во­дчик. По­то­мок Б. М. Хмель­ниц­ко­го, сын пи­са­те­ля И. П. Хмель­ниц­ко­го, пле­мян­ник пи­са­те­ля Н. Ф. Эми­на, под ру­ко­во­дством ко­то­ро­го по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Окон­чил Гор­ный ка­дет­ский кор­пус (1804); слу­жил в Кол­ле­гии иностр. дел, с 1811 – в Мин-ве юс­ти­ции. В 1812 Х. всту­пил в опол­че­ние, уча­ст­во­вал в сра­же­ни­ях. С 1814 гла­ва кан­це­ля­рии М. А. Ми­ло­ра­до­ви­ча; с 1824 в Мин-ве внутр. дел; смо­лен­ский (1829–37) и ар­хан­гель­ский (июль – нояб. 1837) гу­бер­на­тор.

В 1806 пе­ре­вёл тра­ге­дию «Зель­ми­ра» франц. дра­ма­тур­га П. Л. де Бел­луа (пост. в 1814). Ус­пех при­нес­ла ко­ме­дия «Го­во­рун» (1817) – пе­ре­дел­ка на «на­ши нра­вы» пье­сы франц. пи­са­те­ля Г. де Бу­ас­си. Ас­со­ции­руя се­бя с ари­сто­кра­тич. са­лон­ной куль­ту­рой, Х. ори­ен­ти­ро­вал­ся на вку­сы «свет­ско­го об­ще­ст­ва»; его про­из­ве­де­ни­ям, в сво­ём боль­шин­ст­ве пред­став­ляю­щим пе­ре­во­ды и пе­ре­дел­ки франц. пьес 18 в., при­су­щи ост­ро­умие, лёг­кий и при­ят­ный слог, мас­тер­ское вла­де­ние сти­хотв. тех­ни­кой. Ав­тор ко­ме­дий: «Ша­ло­сти влюб­лён­ных» (1817, пере­дел­ка из Ж. Ф. Рень­я­ра), «Своя се­мья, или За­муж­няя не­вес­та» (в со­ав­тор­ст­ве с А. С. Гри­бое­до­вым и А. А. Ша­хов­ским), «Воз­душ­ные зам­ки» (пе­ре­дел­ка пье­сы Ко­ли­на д’Арлевиля, обе 1818), «Не­ре­ши­тель­ный» (1820, из Ко­ли­на д’Ар­ле­виля), «Свет­ский слу­чай» (1829) и др. Сре­ди ори­ги­наль­ных опер-во­де­ви­лей – «Ка­ран­тин» (1820), «Ак­тё­ры ме­ж­ду со­бою, или Пер­вый де­бют ак­три­сы Трое­поль­ской» (1821), «Но­вая ша­лость, или Те­ат­раль­ное сра­же­ние» (1822). Х. – пе­ре­во­дчик «Шко­лы жен­щин» (1821) и «Тар­тю­фа» (1828) Моль­е­ра.

По­смерт­но (1849) опуб­ли­ко­ва­ны пье­сы на ис­то­рич. сю­же­ты: «Цар­ское сло­во, или Сва­тов­ст­во Ру­мян­це­ва», ис­то­ри­че­ская ко­ме­дия из вре­мён Пет­ра Ве­ли­ко­го, «Обер-кух­мей­стер Фель­тен», «Рус­ский Фа­уст, или Брю­сов ка­би­нет», «Зи­но­вий Бо­гдан Хмель­ниц­кий, или При­со­еди­не­ние Ма­ло­рос­сии».

Соч.: Со­чи­не­ния. СПб., 1849. Т. 1–3; [В кн.:] Сти­хо­твор­ная ко­ме­дия, ко­ми­че­ская опе­ра, во­де­виль кон­ца XVIII – на­ча­ла XIX ве­ка. Л., 1990. Т. 2.

Вернуться к началу