ФОРМА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРМА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА в литературоведении, направление в рос. науке о лит-ре нач. 20 в.; отеч. разновидность формального метода, сложившегося в европ. искусствознании и филологии на рубеже 19–20 вв. (Г. Вёльфлин, О. Вальцель, В. Дибелиус, Л. Шпитцер). Противопоставив себя эклектизму академич. литературоведения, а также филос. и импрессионистич. интерпретациям, сосредоточенным преим. на содержат. стороне лит. произведений, Ф. ш. выдвинула на первый план эстетич. анализ худож. формы («поэтического языка»), поскольку именно в ней «формалисты», стремившиеся превратить литературоведение в точную науку, усматривали специфику лит-ры как вида иск-ва, её «литературность». Пробуждению интереса к вопросам худож. формы в России немало способствовал символизм (прежде всего – работы о рус. стихе А. Белого), а также эстетич. установки футуризма и акмеизма. Теоретич. положения Ф. ш. развивали представители ОПОЯЗа (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др.), Московского лингвистического кружка (Р. О. Якобсон, Г. О. Винокур и др.); к Ф. ш. были отчасти близки учёные Гос. ин-та истории искусств (ГИИИ) в Ленинграде (ныне С.-Петербург) – В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский.
Становление Ф. ш. относится к 1916–1920 гг. и связано с появлением основополагающих работ: «Искусство как приём» Шкловского (1917) и «Как сделана "Шинель" Гоголя» Эйхенбаума (1919). Наметившиеся к концу 1920-х гг. частичный отход от крайностей первоначальных установок и расхождение позиций участников Ф. ш. привели к её угасанию. Вместе с тем идеи «формалистов» оказали значит. влияние на дальнейшее развитие филологии, найдя продолжение в работах Пражской лингвистической школы, амер. новой критики, в структурно-семиотич. исследованиях.