Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРМА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОРМА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, на­прав­ле­ние в рос. нау­ке о лит-ре нач. 20 в.; отеч. раз­но­вид­ность фор­маль­но­го ме­то­да, сло­жив­ше­го­ся в ев­роп. ис­кус­ст­во­зна­нии и фи­ло­ло­гии на ру­бе­же 19–20 вв. (Г. Вёльф­лин, О. Валь­цель, В. Ди­бе­ли­ус, Л. Шпит­цер). Про­ти­во­по­с­та­вив се­бя эк­лек­тиз­му ака­де­мич. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, а так­же фи­лос. и им­прес­сио­ни­стич. ин­тер­пре­та­ци­ям, со­сре­до­то­чен­ным пре­им. на со­дер­жат. сто­ро­не лит. про­из­ве­де­ний, Ф. ш. вы­дви­ну­ла на пер­вый план эс­те­тич. ана­лиз ху­дож. фор­мы («по­эти­че­ско­го язы­ка»), по­сколь­ку имен­но в ней «фор­ма­ли­сты», стре­мив­шие­ся пре­вра­тить ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние в точ­ную нау­ку, ус­мат­ри­ва­ли спе­ци­фи­ку лит-ры как ви­да иск-ва, её «ли­те­ра­тур­ность». Про­бу­ж­де­нию ин­те­ре­са к во­про­сам ху­дож. фор­мы в Рос­сии не­ма­ло спо­соб­ст­во­вал сим­во­лизм (пре­ж­де все­го – ра­бо­ты о рус. сти­хе А. Бе­ло­го), а так­же эс­те­тич. ус­та­нов­ки фу­ту­риз­ма и ак­ме­из­ма. Тео­ре­тич. по­ло­же­ния Ф. ш. раз­ви­ва­ли пред­ста­ви­те­ли ОПОЯЗа (В. Б. Шклов­ский, Ю. Н. Ты­ня­нов, Б. М. Эй­хен­ба­ум и др.), Мо­с­ков­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го круж­ка (Р. О. Якоб­сон, Г. О. Ви­но­кур и др.); к Ф. ш. бы­ли от­час­ти близ­ки учё­ные Гос. ин-та ис­то­рии ис­кусств (ГИИИ) в Ле­нин­гра­де (ны­не С.-Пе­тер­бург) – В. М. Жир­мун­ский, В. В. Ви­но­гра­дов, Б. В. То­ма­шев­ский.

Ста­нов­ле­ние Ф. ш. от­но­сит­ся к 1916–1920 гг. и свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем ос­но­во­по­ла­гаю­щих ра­бот: «Ис­кус­ст­во как при­ём» Шклов­ско­го (1917) и «Как сде­ла­на "Ши­нель" Го­го­ля» Эй­хен­бау­ма (1919). На­ме­тив­шие­ся к кон­цу 1920-х гг. час­тич­ный от­ход от край­но­стей пер­во­на­чаль­ных ус­та­но­вок и рас­хо­ж­де­ние по­зи­ций уча­ст­ни­ков Ф. ш. при­ве­ли к её уга­са­нию. Вме­сте с тем идеи «фор­ма­ли­стов» ока­за­ли зна­чит. влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие фи­ло­ло­гии, най­дя про­дол­же­ние в ра­бо­тах Праж­ской лин­гвис­ти­че­ской шко­лы, амер. но­вой кри­ти­ки, в струк­тур­но-се­мио­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях.

Лит.: Де­прет­то К. Фор­ма­лизм в Рос­сии: пред­ше­ст­вен­ни­ки, ис­то­рия, кон­текст. М., 2015. См. так­же лит. при ст. ОПОЯЗ.

Вернуться к началу