МОСКО́ВСКИЙ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЙ КРУЖО́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКИЙ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЙ КРУЖО́К, научное общество, ставившее своей задачей разработку вопросов языкознания, а также фольклора и этнографии, всестороннее исследование поэтики. Основано в 1915 по инициативе студентов-филологов Моск. ун-та и просуществовало до 1924. Председатели: Р. О. Якобсон (1915–19), М. Н. Петерсон (1920), А. А. Буслаев (1920–22), Г. О. Винокур (1922–23), Н. Ф. Яковлев (1923–24). В 1920, в период расцвета своей деятельности, М. л. к. насчитывал 34 действительных члена и 3 почётных (Н. Н. Дурново, В. К. Поржезинский, Д. Н. Ушаков) и охватывал значит. часть молодого поколения моск. исследователей языка и языковых проблем лит-ры и фольклора. Работал при постоянной поддержке Московской диалектологической комиссии.
В ряду основных лингвистических интересов М. л. к. были разл. функции языка, особенно его эстетич. функция, проблемы диалектологии и лингвистической географии, язык фольклора, изучение бесписьменных языков, основы фонемного анализа, языковая культура. Члены кружка видели гл. цель в привлечении нового материала или в исследовании старого с новых позиций. Одной из существенных задач М. л. к. считал популяризацию лингвистич. знаний и методов. Мн. члены кружка принимали непосредств. участие в перестройке преподавания языка в школе, проведении орфографич. реформы 1917–18 (см. Реформы азбуки и правописания), создании письменностей для бесписьменных народов (см. «Новый алфавит»), борьбе за культуру речи. Заседания М. л. к. проходили обычно в виде дебатов, где науч. методы вырабатывались в ходе обсуждения докладов.
Исследования М. л. к. в области поэтики велись в тесной связи языкознания и литературоведения. Вместе с ОПОЯЗом он выдвинул требование строгого формального анализа худож. произведений. По концепции М. л. к. поэтич. язык по сравнению с языком как средством общения выполняет особую эстетич. функцию. В отличие от ОПОЯЗа, настаивавшего на полной автономии истории развития худож. форм, М. л. к. доказывал необходимость социологич. обоснования их истории. Он вёл полемику по вопросам ритмики с поэтами-символистами А. Белым и В. Я. Брюсовым. Вопросам теории стиха были посвящены труды С. И. Бернштейна, С. М. Бонди, О. М. Брика, М. М. Кенигсберга, Б. В. Томашевского, Р. О. Якобсона, Б. И. Ярхо и др. Членами М. л. к. были и поэты: В. В. Маяковский (в 1920 впервые прочитавший здесь поэму «150 000 000»), Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, Н. Н. Асеев. На заседаниях кружка закладывались основы рос. структурализма и семиотики, здесь были высказаны идеи, развитые позднее в московской фонологической школе и пражской лингвистической школе.
Большую роль в деятельности М. л. к. играли летние экспедиции его членов (Ф. Н. Афремова, П. Г. Богатырёва, А. А. Буслаева, Г. Г. Дингеса, П. П. Свешникова, Б. В. Шергина, Р. О. Якобсона, Н. Ф. Яковлева и др.), б. ч. сочетавшие собирание диалектных материалов с записями фольклорных текстов и этнографич. наблюдениями. Эти материалы позволили, в частности, уточнить некоторые вопросы классификации рус. диалектов и их границы. Экспедиция 1921–22 под рук. Яковлева, Л. И. Жиркова и Е. М. Шиллинга провела изучение севернокавказского языкового (см. Северокавказские языки) и этнич. ареала (что легло в основу трудов Яковлева по бесписьменным кавк. языкам и по созданию нац. письменностей для мн. народов Сев. Кавказа). В 1918 М. л. к. выработал проект диалектологич. атласа рус. языка, включённый в программу Моск. диалектологич. комиссии, и начал по нему подготовит. работу.
Члены М. л. к. исходили из положения, что для совр. собирателя представляют интерес все виды устного творчества. В экспедициях записывали не только былины, сказки, песни, но и нар. анекдоты, заговоры, заклинания, духовные стихи, легенды и частушки о революции и др. Собирался материал по быту, материальной культуре, нар. свадьбе, нар. театру. Вырабатывались новые методологич. подходы к изучению фольклора, в частности к типологич. классификации и реконструкции фольклорных текстов, впервые было выдвинуто требование характеристики индивидуальности сказителя, эстетич. склонностей среды его слушателей. Исследовалось отражение фольклора в рус. лит-ре.
В последний период существования М. л. к. первоначальное единство его целей и принципов было утрачено в спорах о месте и границах эмпиризма, месте семантики и фонетики в науке о языке, о проблеме внутренней формы слова, критериях разграничения поэтич. и обиходной речи, отношениях между языком и культурой, что было связано с обсуждением философии языка Г. Г. Шпета и его идей в области теории лит-ры, оказавших значит. влияние на членов Моск. лингвистич. кружка.
В связи с трудностями публикаций многое из достояния М. л. к. осталось только в архивах. Идеи М. л. к. распространялись гл. обр. путём устной передачи. Многие его идеи были развиты Пражским лингвистич. кружком, повторившим М. л. к. организационно и включившим в свой состав ряд его членов.