РЕФО́РМЫ А́ЗБУКИ И ПРАВОПИСА́НИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕФО́РМЫ А́ЗБУКИ И ПРАВОПИСА́НИЯ. Русский алфавит (рус. азбука) восходит к древней кириллице. В процессе её приспособления к звуковому строю рус. языка, а также в связи с развитием книгопечатания неоднократно возникала необходимость упорядочения алфавита и рус. правописания (орфографии).
В 1708–10 Пётр I осуществил реформу рус. азбуки, в результате которой сложился гражданский шрифт, в котором получила дальнейшее развитие система кириллицы.
Особая роль в разработке и систематизации правил рус. правописания принадлежит Я. К. Гроту – автору фундам. труда «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и практич. руководства «Русское правописание» (1885; 22-е изд., 1916), имевшего целью приведение рус. письма к максимально возможному единообразию. Задачи реформирования правописания Грот не ставил.
В кон. 19 – нач. 20 вв. стала особенно очевидной необходимость упрощения рус. правописания и упразднения ставших излишними букв. В нач. 20 в., когда была поставлена задача достижения всеобщей грамотности, реформирование правописания сделалось особо актуальным. В 1904 создана комиссия Петерб. АН, организовавшая Орфографич. подкомиссию под председательством Ф. Ф. Фортунатова. В мае 1904 подкомиссия представила проект нового правописания, к 1912 разработан усовершенствованный вариант проекта, но он не был принят.
В 1917 при РАН создана подготовит. Орфографич. комиссия. Она разработала проект усовершенствования правил рус. правописания, представленный 11(24).5.1917 на совещании под председательством А. А. Шахматова, в котором участвовали члены Орфографич. подкомиссии 1904, учёные, школьные учителя. Постановление совещания по реформированию правописания было утверждено РАН. Мин-во нар. просвещения Врем. правительства циркуляром от 17(30).5.1917 предложило ввести принятые правила орфографии в школах с начала нового учебного года.
В основу данной реформы лёг проект 1912, однако не все его пункты вошли в постановление майского совещания. Так, в проекте 1912 предлагалось отменить написание «ь» после шипящих в конце существительных 3-го склонения («печь», «рожь» и др.), окончаний 2-го лица ед. ч. наст. времени глаголов («слышишь», «думаешь» и т. д.), слова «лишь» и писать «печ», «рож», «слышиш», «думаеш», «лиш» и т. п.; передавать звук [о] под ударением после шипящих буквой «о» («чорный», «шопот», «лжот» и др. вместо «чёрный», «шёпот», «лжёт»). По предложению А. А. Шахматова было сохранено написание мягкого знака после шипящих, т. к. его отмена «затруднит применение нового правописания». О втором пункте Шахматов сказал: «…вместо того, чтобы писать "чорный" – "чернее", "счот" – "счета", как предлагала Орфографическая комиссия, допускаются написания "чёрный", "счёт", чтобы не вносить буквенных различий в коренной части слов при различных его изменениях».
Новая рус. орфография была введена декретами Нар. комиссариата по просвещению РСФСР от 23.12.1917 и СНК от 10.10.1918. В соответствии с ними вводились следующие новые правила. Буква э (ять) заменялась буквой «е» (напр., «вэра»>«вера», «кромэ»>«кроме»), θ (фита) – буквой «ф» («Θома»>«Фома» и т. д.), i – буквой «и» (напр., «Россiя»>«Россия»); буква «ъ» (см. Ъ) исключалась в конце слов и частей сложных слов («хлеб», «меч», «контрадмирал»), но сохранялась в середине слов в функции разделит. знака («подъём», «разъяснительный», «адъюнкт»). Признавалось желательным, но необязательным употребление буквы «ё». Предписывалось писать на конце приставок из-, воз-, раз- и т. д. перед гласными и звонкими согласными «з», перед глухими согласными (в т. ч. передъ «с») – «с» («извините» – «исправить», «воззвание» – «воспитать», «разогнаться» – «расстаться», «низвергнуть» – «ниспосланный» и т. п.). В прилагательных, причастиях и местоимениях род. падежа ед. числа муж. рода вместо окончаний -аго, -яго вводились соответственно окончания -ого, -его («доброго» вместо «добраго», «которого» вместо «котораго», «синего» вместо «синяго»); в формах им. и вин. падежа мн. числа жен. и ср. рода прилагательных, причастий и местоимений вместо окончаний -ыя, -iя – соответственно -ые, -ие («добрые» вместо «добрыя», «какие» вместо «какiя»). Вместо «онэ» (формы им. падежа мн. числа местоимения «она») предписывалось писать «они»; вместо форм жен. рода «однэ », «однэхъ», «однэм», «однэми» – «одни», «одних», «одним», «одними»; вместо «ея» (формы род. падежа ед. ч. личного местоимения жен. рода) – «её» («ее»). Также уточнялись правила переноса слов на письме.
В 1956 произведено упорядочение рус. орфографии и пунктуации, не являющееся, однако, реформой, т. к. оно не затронуло основ правописания. Система научно обоснованных, упорядоченных, чётко сформулированных и унифицированных правил, обязательных для рус. письма, была закреплена в первом в истории рус. правописания своде «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утверждённом АН СССР, Мин-вом высшего образования СССР и Мин-вом просвещения РСФСР и опубликованном в 1956. На основе Правил 1956 созданы многочисл. справочные пособия и методич. разработки.
Вопрос о дальнейшем усовершенствовании рус. орфографии был поднят в прессе в 1962. При Ин-те рус. языка АН СССР (ныне Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова РАН) была образована Орфографич. комиссия под председательством В. В. Виноградова. Проект «Предложений по усовершенствованию русской орфографии» подготовлен в 1964 и опубликован в печати для широкого обсуждения, но не был принят.
В 1991 при Ин-те рус. языка создана Орфографич. комиссия РАН, продолжающая работу по уточнению правил орфографии и пунктуации, приведению их в соответствие совр. практике письма, по регламентации написания новых слов и типов слов, по дополнению правил пунктуации, передающих стилистич. многообразие и динамичность совр. речи, и др. Результатом этой деятельности стал новый полный академич. справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (опубл. в 2006), отражающий совр. (кон. 20 – нач. 21 вв.) состояние рус. языка и письма.