ПУНКТУА́ЦИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУНКТУА́ЦИЯ (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum – точка), 1) система знаков препинания в письменности какого-либо языка. Наряду с графикой и орфографией представляет собой один из осн. элементов письм. речи. Гл. назначение П. – членение письм. текста и его графич. организация. 2) Исторически сложившиеся для конкретного языка правила употребления знаков препинания; их расстановка в тексте. 3) Раздел языкознания, изучающий закономерности системы знаков препинания и разрабатывающий правила их употребления.
П. совр. языков, пользующихся письменностями на лат. и кириллич. основе, включают сходный набор знаков препинания и строятся по единым принципам, которые базируются на иерархии общих функций знаков препинания: отделение (разделение) – выделение элементов письм. текста и их групп. Соответственно различаются знаки препинания разделительные (точка, запятая, многоточие и др.) и выделительные (двойные запятая и многоточие, кавычки и др.).
П. языков, пользующихся иероглифич. письмом (напр., кит., япон.), деванагари (см. Индийское письмо), арабским письмом и др., включают, как правило, миним. набор традиционных разделит. знаков препинания. Обычно это знак в виде точки между предложениями или строками, реже – внутри предложения. С 19 в. такие П. заимствуют из письма др. языков знаки препинания (их употребление часто факультативно).
Становление П. обусловлено развитием потребностей письм. общения. В древних европ. рукописях встречается (в качестве разделит. знаков) прежде всего точка (комбинации точек), а также запятая, точка с запятой, двоеточие. С усложнением письм. речи, с развитием её жанров увеличивается состав и набор функций знаков препинания. Важную роль в унификации П. европ. языков, упорядочении состава и правил употребления знаков препинания в 15–16 вв. сыграли изобретение книгопечатания и деятельность издателей и типографов. В дальнейшем закреплению традиций П. и её усовершенствованию способствовали творчество крупных писателей и деятельность языковедов-кодификаторов [в рус. П. – Я. К. Грота (19 в.), А. Б. Шапиро (в связи с реформой правописания 1956; см. Реформы азбуки и правописания), Д. Э. Розенталя (1960–80-е гг.)].
При кодифицированности норм П. возможны отступления от них – как использование стилистич. возможностей знаков препинания (напр., в худож. лит-ре), так и регулярные колебания в отд. звеньях системы П. в массовой практике пишущих (напр., в совр. рус. П. – экспансия тире при сокращении употребления двоеточия).
Теоретич. основы рус. П. разрабатывали В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов [в «Российской грамматике» (1755; опубл. в 1757) заложил основы науч. изучения рус. П.], грамматисты 19–20 вв. На развитие науки о рус. П. в 1-й пол. 19 в. оказала воздействие логич. теория синтаксиса К. Ф. Беккера (Германия). В. И. Классовский противопоставлял рус. и нем. П. с их стремлением отмечать синтаксич. конструкции франц., итал. и английской П., где знаки препинания отмечают смысловые нюансы. В связи с практикой преподавания языка выделились 3 принципа П. (каждый из которых разными лингвистами признаётся основополагающим): смысловой [П. способствует пониманию письм. текста (Ф. И. Буслаев, С. И. Абакумов, А. Б. Шапиро)], грамматический, или синтаксический [П. выявляет синтаксич. строение письм. текста (Я. К. Грот)], интонационный [П. – показатель ритмики и мелодики речи, её декламационно-психологич. расчленения, пауз, темпа и др. (Л. В. Щерба, Л. А. Булаховский, А. М. Пешковский)]. Анализируются также возможности подчёркивания в письм. тексте посредством знаков препинания коммуникативной значимости слова (группы слов), функционирование знаков препинания в реальных текстах (в т. ч. их многофункциональность, взаимодействие) с целью выявления закономерностей их употребления.