МЕЛО́ДИКА РЕ́ЧИ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЛО́ДИКА РЕ́ЧИ (от греч. μελͅωδιϰός – мелодический, песенный), один из основных фонетических параметров, образующих базу интонац. конструкций во всех языках мира. Артикуляционно М. р. формируется в результате колебательных движений голосовых связок, которые могут осуществляться с разной частотой и интенсивностью. Акустически М. р. соответствует частота осн. тона (ЧОТ) на вокальных участках речевого сигнала. На слух М. р. воспринимается как повышения и понижения высоты голоса говорящего при произнесении речевого отрезка. Графич. изображение рисунка, образуемого последоват. изменениями высоты голоса на протяжении высказывания или его относительно самостоят. смысловых фрагментов, называется тональным (или мелодическим) контуром (ТК) речевой единицы. Этот же термин используется и для обозначения самой М. р., когда речь идёт о динамике её временнóй реализации.
Лингвистич. функции М. р. очень богаты и разнообразны. Высотные изменения голоса при произнесении речевых высказываний образуют характерные мелодич. рисунки, на основе которых во всех языках мира создаются разные интонац. модели (конструкции). Ведущая роль М. р. в формировании интонац. средств языка приводит к тому, что мн. фонетисты, в особенности англоязычные, отождествляли и продолжают отождествлять её с интонацией, хотя в совр. фонетике накоплено много данных, свидетельствующих об активном участии в интонации и др. фонетич. средств (паузация, длительность, темп, громкость, типы фонации, просодический тембр).
М. р. принадлежит ведущая роль в кодировании (выражении) коммуникативно значимой речевой информации. Она активно используется для членения речи на интонационно-смысловые группы (синтагмы, фразы, высказывания), для выражения степени связи между ними, для оформления коммуникативной цели высказывания (сообщение, вопрос, побуждение и др.), его коммуникативно-логической структуры [тема-рема (см. Актуальное членение предложения), смысловые фокусы разного типа – логические, эмфатические (см. Эмфаза) и т. п.], а также для передачи эмоционально-оценочных смыслов (удивление, возмущение, неуверенность и т. п.).
Богатая функциональная нагрузка М. р. обеспечивается двумя особенностями ТК – комбинаторикой разных тональных фигур (типов изменения тона) и комплексным параметрич. строением ТК в целом и его отд. функциональных составляющих. Совр. интонологи выделяют в составе ТК 2 типа локальных функциональных элементов: граничные тоны (ГТ) и тональные акценты (ТА). Первые локализуются на краевых участках интонационно-смысловых групп, вторые – на акцентиров. ударных слогах отд. слов в составе группы. ТА на словах, находящихся в фокусе говорящего, и на последнем знаменат. слове группы несут наиболее важную смысловую нагрузку и характеризуются богатым фонетич. содержанием (не только различными параметрами тонального движения, но и длительностью, громкостью и др.).
ТА реализуются в виде тональных фигур, характеристики которых включают форму, направление, интервал, регистр, уровень, скорость, таймирование (временнýю привязку) тонального движения. Отличит. особенность большинства акцентных фигур – наличие перелома тона (англ. turning point; напр., резкое изменение восходящего движения тона на нисходящее). Трактовка этой особенности лежит в основе образования разных традиций в фонетич. анализе и описании ТА, которые наметились ещё в 1-й пол. 20 в. и сохранились в совр. фонетике. Согласно амер. (уровневой) традиции (К. Пайк, Ж. Пьерумбер, М. Бекман), цель тонального движения в акценте (англ. pitch target) состоит в создании перелома тона по типу максимума или минимума в определённой зоне голосового диапазона говорящего и в определённый момент относительно границ акцентированного слога. Ведущими признаками ТА признаются поэтому тип изменения тона в точке перелома его движения, её высотный уровень и таймирование.
Согласно европ. (контурной) традиции [Д. Кристал (Великобритания, США), А. Краттенден (Великобритания), А. Коэн (Нидерланды)], важны признаки самого тонального движения: форма, направление, регистр, диапазон, крутизна, таймирование.
Отеч. традиция трактовки локальных ТА и ТК в целом находится в русле европейского (контурного) подхода. Наибольший вклад в понимание и описание мелодич. характеристик рус. речи внесли Е. А. Брызгунова, С. В. Кодзасов, Т. М. Николаева и Н. Д. Светозарова.
Каждой из перечисленных выше характеристик ТА могут быть сопоставлены некоторые интонац. функции и значения. Определённую нагрузку несут и интегральные признаки ТК речевой единицы, особенно в экспрессивной речи: общее направление движения тона в контуре, диапазон, высотный регистр, уровень базового тона, степень монотонизации.
Функциональные возможности локальных и интегральных тональных параметров в составе ТК ярко проявляются в интонац. разнообразии речи как в одном, так и в разных языках, особенно во взаимодействии с др. интонац. средствами.
Совр. фонетика располагает спец. компьютерным инструментарием, позволяющим получать акустич. данные (тонограммы) для дальнейшего функционально-фонетич. анализа М. р. и создания интонац. речевых корпусов.
Помимо универсального использования в сфере интонации, в тональных языках (вьетн., кит. и др.) М. р. участвует в различении слов за счёт движения или регистрового положения тона на отд. слогах слова.