НО́ВАЯ КРИ́ТИКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВАЯ КРИ́ТИКА (англ. new criticism, франц. nouvelle critique), 1) наиболее влиятельная школа в англо-амер. литературоведении 1920–70-х гг. Адепты Н. к., исходя из концепции «поэзии как знания», язык которого принципиально отличен от языка науки или философии, поскольку воплощает иную реальность, оспорили необходимость изучения социально-историч. контекста и биографии писателя. Руководствуясь методом «пристального чтения», они обратились к изучению внутренней организации текста как «органической формы», к семантико-лингвистич. анализу метафор, сравнений, символов и образов в их уникальных контекстуальных взаимосвязях и многозначности. Основы Н. к. были заложены теоретич. выступлениями Т. С. Элиота, работами А. А. Ричардса («Принципы литературной критики», 1924), его ученика У. Эмпсона («Семь типов двусмысленности», 1930), а также амер. критиками А. Тейтом («Реакционные эссе о поэзии и идеях», 1936), К. Бруксом и Р. П. Уорреном («Понимание поэзии», 1938; «Понимание прозы», 1943) и др. Название «Н. к.» закрепилось за школой после выхода книги амер. поэта и литературоведа Дж. К. Рэнсома «Новая критика» (1941).
2) Во Франции под понятием Н. к. подразумевается совокупность разнородных течений, которые сформировались в сер. 1950-х гг. под влиянием психоаналитич. теорий, структурной лингвистики и семиотики, а также ревизии идей марксизма и противопоставили себя позитивизму культурно-исторической школы и иррационалистич. тенденциям экзистенциализма: «генетический структурализм» Л. Гольдмана, «психокритика» Ш. Морона, структурно-семиотич. исследования Р. Барта, Ц. Тодорова, Ю. Кристевой, теории сюжетосложения и повествования А. Ж. Греймаса, Ж. Женета, К. Бремона и др.