Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВАЯ КРИ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НО́ВАЯ КРИ́ТИКА (англ. new criticism, франц. nouvelle critique), 1) наи­бо­лее влия­тель­ная шко­ла в анг­ло-амер. ли­тера­ту­ро­ве­де­нии 1920–70-х гг. Адеп­ты Н. к., ис­хо­дя из кон­цеп­ции «по­эзии как зна­ния», язык ко­то­ро­го прин­ци­пи­аль­но от­ли­чен от язы­ка нау­ки или фи­ло­со­фии, по­сколь­ку во­пло­ща­ет иную ре­аль­ность, ос­по­ри­ли не­об­хо­ди­мость изу­че­ния со­циаль­но-ис­то­рич. кон­тек­ста и био­гра­фии пи­са­те­ля. Ру­ко­во­дству­ясь ме­то­дом «при­сталь­но­го чте­ния», они об­ра­ти­лись к из­у­че­нию внут­рен­ней ор­га­ни­за­ции тек­ста как «ор­га­ни­че­ской фор­мы», к се­ман­ти­ко-лин­гвис­тич. ана­ли­зу ме­та­фор, срав­не­ний, сим­во­лов и об­ра­зов в их уни­каль­ных кон­тек­сту­аль­ных взаи­мо­свя­зях и мно­го­знач­но­сти. Ос­но­вы Н. к. бы­ли за­ло­же­ны тео­ре­тич. вы­сту­п­ле­ния­ми Т. С. Элио­та, ра­бо­та­ми А. А. Ри­чар­дса («Прин­ци­пы ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки», 1924), его уче­ни­ка У. Эмп­со­на («Семь ти­пов дву­смыс­лен­но­сти», 1930), а так­же амер. кри­ти­ка­ми А. Тей­том («Ре­ак­ци­он­ные эс­се о по­эзии и иде­ях», 1936), К. Брук­сом и Р. П. Уор­ре­ном («По­ни­ма­ние по­эзии», 1938; «По­ни­ма­ние про­зы», 1943) и др. На­зва­ние «Н. к.» за­кре­пи­лось за шко­лой по­сле вы­хо­да кни­ги амер. по­эта и ли­те­ра­ту­ро­ве­да Дж. К. Рэн­со­ма «Но­вая кри­ти­ка» (1941).

2) Во Фран­ции под по­ня­ти­ем Н. к. под­ра­зу­ме­ва­ет­ся со­во­куп­ность раз­но­род­ных те­че­ний, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­лись в сер. 1950-х гг. под влия­ни­ем пси­хо­ана­ли­тич. тео­рий, струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки и се­мио­ти­ки, а так­же ре­ви­зии идей мар­ксиз­ма и про­ти­во­пос­та­ви­ли се­бя пози­ти­виз­му куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы и ир­ра­цио­на­ли­стич. тен­ден­ци­ям эк­зи­стен­циа­лиз­ма: «ге­не­ти­че­ский струк­ту­ра­лизм» Л. Гольд­ма­на, «пси­хок­ри­ти­ка» Ш. Мо­ро­на, струк­тур­но-се­мио­тич. ис­сле­до­ва­ния Р. Бар­та, Ц. То­до­ро­ва, Ю. Кри­сте­вой, тео­рии сю­же­тос­ло­же­ния и по­ве­ст­во­ва­ния А. Ж. Грей­ма­са, Ж. Же­не­та, К. Бре­мо­на и др.

Лит.: Ко­си­ков Г. К. Фран­цуз­ская «но­вая кри­ти­ка» и пред­мет ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния // Тео­рии, шко­лы, кон­цеп­ции: Ху­до­же­ст­вен­ный текст и кон­текст ре­аль­но­сти. М., 1977; Ур­нов Д. М. Ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние в оцен­ке анг­ло-аме­ри­кан­ской «но­вой кри­ти­ки». М., 1982; Иль­ин И. П. «Но­вая кри­ти­ка»: Ис­то­рия эво­лю­ции и со­вре­мен­ное со­стоя­ние // За­ру­бежное ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние 70-х гг. М., 1984; Цур­га­но­ва Е. А. «Но­вая кри­ти­ка» // Со­вре­мен­ное за­ру­беж­ное ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы и США). М., 1999; Cam­bridge history of literary criticism. Camb., 2008. Vol. 7: Modernism and the New criticism.

Вернуться к началу