КРИ́СТЕВА ЮЛИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́СТЕВА (Kristeva) Юлия (р. 24.6.1941, Сливен, Болгария), франц. литературовед, писательница. Жена Ф. Соллерса. Окончила Софийский ун-т (1966). В 1966, получив стипендию франц. правительства, приехала на стажировку в Париж. Работала ассистенткой у К. Леви-Строса. Проф. ун-та Париж-7. Наряду с М. Фуко, Р. Бартом, Ж. Деррида и др. представителями франц. структурализма, входила в группу учёных, объединившихся вокруг ж. «Tel Quel». На формирование идей К. большое влияние оказали методология рус. формальной школы, идеи М. М. Бахтина, Ж. Лакана. Исследуя проблему доязыковых (в т. ч. связанных с областями бессознательного и телесного) основ процесса смыслопорождения, обращалась к методам семиологии и психоанализа. В работах по семиологич. анализу лит. текста [«Séméiôtiké. Исследования по семанализу» («Séméiôtiké. Recherches pour une sémanalyse», 1969), «Текст романа» («Le texte du roman», 1970)] развила теорию смыслопорождающей структуры худож. текста, определяемой понятиями «фенотекста» (произведения в его конкретной данности) и «генотекста» (множественности смысловых кодов культуры, с которой фенотекст вступает в сложные отношения). В исследовании «Революция поэтического языка» («La révolution du langage poétique», 1974) К. рассматривает взаимоотношение семиотич. и символич. планов поэтич. текста (первый связан с функцией выражения желаний и потребностей субъекта, второй – с процессом означивания), делая акцент на трансформации смысла слова как основном способе поэтич. выражения. К. ввела в науч. оборот ключевое для литературоведения 2-й пол. 20 в. понятие интертекстуальности. Автор книг по психоаналитич. тематике: «Силы ужаса» («Pouvoirs de l’horreur», 1980), «Вначале была любовь: Психоанализ и вера» («Au commencement était l’amour: psychanalyse et foi», 1985), «Чёрное солнце» («Soleil noir», 1987), «Новые болезни души» («Les nouvelles maladies de l’âme», 1993) и др. Работы К. оказали воздействие на постструктуралиcтское мышление, а также на феминизм: в трилогии «Женский гений» («Le génie féminin», 1999–2002) К., анализируя жизнь и творчество С. Г. Колетт, М. Кляйн и Х. Арендт, отстаивает мысль об уникальности каждой женской судьбы. В центре худож. творчества К. – жизнь маргиналов, темы миграции, отчуждения: романы «Смерть в Византии» («Meurtre à Byzance», 2004, рус. пер. 2007), «Тереза, моя любовь» («Thérèse mon amour», 2008) и др. Награждена орденом Почётного легиона (1997).