А́РЕНДТ ХАННА
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́РЕНДТ (Arendt) Ханна (14.10.1906, Ганновер – 4.12.1975, Нью-Йорк), нем.-амер. философ и политолог. Ученица М. Хайдеггера и К. Ясперса. Училась в университетах Марбурга и Фрайбурга; в 1928 получила степень д-ра философии (Гейдельберг). С 1933 в эмиграции во Франции, с 1941 – в США. Работала науч. директором Конференции по евр. взаимоотношениям (1944–46), гл. редактором изд-ва «Шокен букс» («Schocken books») (1946–48), исполнительным директором корпорации «Еврейское культурное возрождение» (1949–52, 1967–1975), преподавала в разл. вузах США. А. – первая женщина – штатный профессор (1959, Принстон). А. удостоилась целого ряда престижных премий: Фрейда, Лессинга, Герм. АН, Зоннинга.
Филос. взгляды А. складывались под влиянием идей экзистенциализма и неомарксизма франкфуртской школы. Известность А. принесли труды о тоталитаризме, который она определяла как «бремя современности». Это явление А. понимала как продукт разрушения либо значит. ослабления в 20 в. «системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств» и появления масс. Гл. истоками тоталитаризма А. считала антисемитизм и империализм, но ответственность за холокост должна разделять, по её мнению, и элита (прежде всего экономическая) евр. народа, на протяжении всего Нового времени занимавшая самоизоляционистскую позицию в странах своего проживания. Тех, кто воплощал в жизнь «окончательное решение еврейского вопроса», она рассматривала как обычных бюрократов, бездумно выполняющих свои адм. функции, связанные с массовым убийством, а творимое ими зло называла «банальным».
В центре науч. интересов А. находился «удел человека», его жизнь. Человеческую жизнедеятельность она делила на 3 вида: «труд» – деятельность, обеспечивающая биологич. процессы и являющаяся условием самой жизни; «производство» – деятельность, соответствующая внеприродности человека, производящая искусственный мир вещей; и «поступок» – деятельность, заключающаяся в непосредственном общении людей, порождающая нечто «принципиально новое». В поступке человек обретает свободу. Свобода трактовалась А. как коммуникативная практика (общение людей), которая невозможна без поддержания автономности политич. жизни (или сферы публичности). Значит. интерес для совр. науки представляют и работы А. по изучению франц. и амер. революций 18 в. и амер. республиканизма как опыта построения не противоречащего свободе политич. порядка. Причина террора и контрреволюций, сопровождавших французскую и более поздние европ. революции, заключалась, по А., в том, что они, в отличие от амер. революции, в первую очередь решали экономич. и социальные, а не политич. проблемы, составляющие подлинную суть революц. обновления.