Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́РЕНДТ ХАННА

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 201-202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Носов

А́РЕНДТ (Ar­endt) Хан­на (14.10.1906, Ган­но­вер – 4.12.1975, Нью-Йорк), нем.-амер. фи­ло­соф и по­ли­то­лог. Уче­ни­ца М. Хай­дег­ге­ра и К. Яс­пер­са. Училась в уни­вер­си­те­тах Мар­бур­га и Фрай­бур­га; в 1928 получила сте­пень д-ра фи­ло­со­фии (Гей­дель­берг). С 1933 в эмиг­ра­ции во Фран­ции, с 1941 – в США. Ра­бо­та­ла на­уч. ди­рек­то­ром Кон­фе­рен­ции по евр. взаи­мо­от­но­ше­ни­ям (1944–46), гл. ре­дак­то­ром изд-ва «Шокен букс» («Schocken books») (1946–48), ис­пол­ни­тель­ным ди­рек­то­ром кор­по­ра­ции «Ев­рей­ское куль­тур­ное воз­ро­ж­де­ние» (1949–52, 1967–1975), пре­по­да­ва­ла в разл. ву­зах США. А. – первая женщина – штатный про­фес­сор (1959, Принстон). А. удо­стои­лась це­ло­го ря­да пре­стиж­ных пре­мий: Фрей­да, Лес­син­га, Герм. АН, Зон­нин­га.

Фи­лос. взгля­ды А. скла­ды­ва­лись под влия­ни­ем идей эк­зи­стен­циа­лиз­ма и нео­мар­ксиз­ма франк­фурт­ской шко­лы. Из­вест­ность А. при­нес­ли тру­ды о то­та­ли­та­риз­ме, ко­то­рый она оп­ре­де­ля­ла как «бре­мя со­вре­мен­но­сти». Это яв­ле­ние А. по­ни­ма­ла как про­дукт раз­ру­ше­ния ли­бо зна­чит. ос­лаб­ле­ния в 20 в. «сис­те­мы со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской стра­ти­фи­ка­ции ев­ро­пей­ских на­цио­наль­ных го­су­дарств» и по­яв­ле­ния масс. Гл. ис­то­ка­ми то­та­ли­та­риз­ма А. счи­та­ла ан­ти­се­ми­тизм и им­пе­риа­лизм, но от­вет­ст­вен­ность за хо­ло­кост долж­на раз­де­лять, по её мне­нию, и эли­та (пре­ж­де все­го эко­но­ми­че­ская) евр. на­ро­да, на про­тя­же­нии все­го Но­во­го вре­ме­ни за­ни­мав­шая са­мо­изо­ля­цио­ни­ст­скую по­зи­цию в стра­нах сво­его про­жи­ва­ния. Тех, кто во­пло­щал в жизнь «окон­ча­тель­ное ре­ше­ние ев­рей­ско­го во­про­са», она рас­смат­ри­ва­ла как обыч­ных бю­ро­кра­тов, без­дум­но вы­пол­няю­щих свои адм. функ­ции, свя­зан­ные с мас­со­вым убий­ст­вом, а тво­ри­мое ими зло на­зы­ва­ла «ба­наль­ным».

В цен­тре на­уч. ин­те­ре­сов А. на­хо­дил­ся «удел че­ло­ве­ка», его жизнь. Че­ло­ве­че­скую жиз­не­дея­тель­ность она де­ли­ла на 3 ви­да: «труд» – дея­тель­ность, обес­пе­чи­ваю­щая био­ло­гич. про­цес­сы и яв­ляю­щая­ся ус­ло­ви­ем са­мой жиз­ни; «про­из­вод­ст­во» – дея­тель­ность, со­от­вет­ст­вую­щая вне­при­род­но­сти че­ло­ве­ка, про­из­во­дя­щая ис­кус­ст­вен­ный мир ве­щей; и «по­сту­пок» – дея­тель­ность, за­клю­чаю­щая­ся в не­по­сред­ст­вен­ном об­ще­нии людей, по­ро­ж­даю­щая не­что «прин­ци­пи­аль­но но­вое». В по­ступ­ке че­ло­век об­ре­та­ет сво­бо­ду. Сво­бо­да трак­то­ва­лась А. как ком­му­ни­ка­тив­ная прак­ти­ка (об­ще­ние лю­дей), ко­то­рая не­воз­мож­на без под­дер­жа­ния ав­то­ном­но­сти по­ли­тич. жиз­ни (или сфе­ры пуб­лич­но­сти). Зна­чит. ин­те­рес для совр. нау­ки пред­став­ля­ют и ра­бо­ты А. по изу­че­нию франц. и амер. ре­во­лю­ций 18 в. и амер. рес­пуб­ли­ка­низ­ма как опы­та по­строе­ния не про­ти­во­ре­ча­ще­го сво­бо­де по­ли­тич. по­ряд­ка. При­чи­на тер­ро­ра и контр­ре­во­лю­ций, со­про­во­ж­дав­ших фран­цуз­скую и бо­лее позд­ние ев­роп. ре­во­лю­ции, за­клю­ча­лась, по А., в том, что они, в от­ли­чие от амер. ре­во­лю­ции, в пер­вую оче­редь ре­ша­ли эко­но­мич. и со­ци­аль­ные, а не по­ли­тич. про­бле­мы, со­став­ляю­щие под­лин­ную суть ре­во­люц. об­нов­ле­ния.

Соч.: Be­tween past and fu­ture. Eight ex­er­cises in po­liti­cal thought. N. Y., 1961; On revo­lu­tion. L., 1963; Eich­mann in Je­ru­sa­lem: A re­port on the ba­nal­ity of evil. N. Y., 1963; Life of mind. N. Y., 1978. Vol. 1–2; Ис­то­ки то­та­ли­та­риз­ма. М., 1996; Vita ac­tiva, или О дея­тель­ной жиз­ни. СПб., 2000.

Лит.: Kateb G. H. Ar­endt: Poli­tics, con­science, evil. To­tova, 1984; Cano­van M. H. Arendt: A re­in­ter­pre­ta­tion of her po­liti­cal thought. Camb.; N. Y., 1992; Disch L. J. H. Ar­endt and the lim­its of phi­loso­phy: with new pref­ace. Itha­ca, 1996; Ben­habib S. The re­cul­tant mo­dern­ism of H. Ar­endt. Lan­ham, 2003; Хей­фец М. Х. Арендт су­дит XX век. М., 2003; Young-Bruehl E. H. Ar­endt: for love of the world. New Ha­ven, 2004.

Вернуться к началу