Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИСЕМИТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 55-56

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АНТИСЕМИТИ́ЗМ (от ан­ти... и се­ми­ты), эт­ни­че­ская и ре­ли­ги­оз­ная не­тер­пи­мость в от­но­ше­нии к ев­ре­ям, од­на из форм ксе­но­фо­бии. Тер­мин «А.» поя­вил­ся в Зап. Ев­ро­пе в 1870–80-х гг.

Воз­ник­но­ве­ние А. свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем в язы­че­ском ми­ре мо­но­теи­сти­че­ской евр. ди­ас­по­ры. Ев­реи под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям на ре­лиг. поч­ве (напр., при ца­ре Селевкидов Антиохе IV, что при­ве­ло к восстанию Маккавеев), из­вест­ны евр. по­гро­мы (напр., в Алек­сан­д­рии в 1 в. до н. э.). А. спо­соб­ст­вова­ли вос­ста­ния в Иу­дее про­тив Рим. им­пе­рии (Иу­дей­ская вой­на, вос­ста­ние Бар-Кох­бы), ре­лиг. спо­ры ме­ж­ду хри­сти­ан­ст­вом и иу­да­из­мом.

С ут­вер­жде­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва в Рим. им­пе­рии воз­ник­ли пра­во­вые ог­ра­ни­че­ния в от­но­ше­нии иу­де­ев (за­пре­ты на всту­п­ле­ние в брак с хри­стиа­на­ми, вла­де­ние зем­лёй и др.). Прак­ти­ко­ва­лось на­силь­ст­вен­ное об­ра­ще­ние ев­ре­ев в хри­сти­ан­ст­во. Ана­ло­гич­ные про­цес­сы про­ис­хо­ди­ли в ис­лам­ском ми­ре.

Раз­ви­тие фео­да­лиз­ма в Ев­ро­пе и фор­ми­ро­ва­ние со­слов­ных со­ци­аль­но-по­ли­тич. сис­тем при­ве­ло к уси­ли­вав­ше­му­ся от­чу­ж­де­нию ев­ре­ев в хри­сти­ан­ском мире. Часть евр. ди­ас­по­ры, ли­шён­ной воз­мож­но­сти за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем, об­ра­ти­лась к иным фор­мам хо­зяйств. дея­тель­но­сти, в т. ч. к осу­ж­дае­мо­му хри­сти­ан­ст­вом рос­тов­щи­че­ст­ву; в ср.-век. об­ще­ст­ве сло­жил­ся сте­рео­тип пред­став­ле­ний о ев­рее-рос­тов­щи­ке (ха­рак­тер­ный пример – об­раз Шей­ло­ка в «Ве­не­ци­ан­ском куп­це» У. Шек­спи­ра). Ев­реи под­вер­га­лись сег­ре­га­ции (ог­ра­ни­че­ние бы­то­во­го об­ще­ния с хри­стиа­на­ми, пред­пи­са­ние жить в осо­бых кварталах – гет­то, но­ше­ние от­ли­чит. зна­ков на одежде – по­ста­нов­ле­ние Лате­ран­ско­го со­бо­ра 1215), пре­сле­до­ва­нию ин­кви­зи­ци­ей, вы­се­ле­нию из ря­да ев­роп. стран (Анг­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии; из Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии по за­вер­ше­нии Ре­кон­ки­сты в 1492 бы­ло из­гна­но 160 тыс. ев­ре­ев), по­гро­мам (осо­бен­но в пе­рио­ды обо­ст­ре­ния со­ци­аль­но-по­ли­тич. си­туа­ции: кре­сто­вых по­хо­дов, эпи­де­мии чу­мы «Чёр­ная смерть» в 1348–53, Ре­фор­ма­ции и ре­лиг. войн, Ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны ук­ра­ин­ско­го и бе­ло­рус­ско­го на­ро­дов 1648–54 и др.). Рас­про­стра­ня­лись суе­ве­рия: об­ви­не­ния в ри­ту­аль­ных убий­ст­вах («кро­ва­вый на­вет»), ос­к­вер­не­нии гос­тии, от­рав­ле­нии ко­лод­цев и др. Го­не­ния на ев­ре­ев про­ис­хо­ди­ли и в стра­нах му­сульм. Вос­то­ка, хо­тя в це­лом здесь от­но­ше­ние к ним бы­ло бо­лее тер­пи­мым, чем в Ев­ро­пе.

В эпо­ху Про­све­ще­ния в ев­роп. ин­теллек­ту­аль­ной эли­те ста­ло рас­про­стра­нять­ся то­ле­рант­ное от­но­ше­ние к ев­ре­ям. В кон. 18–19 вв. с раз­ви­ти­ем ин­сти­ту­тов гражд. об­ще­ст­ва в стра­нах Ев­ро­пы ста­ли воз­мож­ны от­ме­на пра­во­вых ог­ра­ни­че­ний от­но­си­тель­но ев­ре­ев и вклю­че­ние их в нац. жизнь ев­роп. го­су­дарств. При­няв­шие хри­сти­ан­ст­во ев­реи по­лу­чи­ли дос­туп в эко­но­мич., по­ли­тич. и ин­тел­лек­ту­аль­ную эли­ту (Б. Диз­ра­эли, ба­ро­ны Рот­шиль­ды, в России – ба­ро­ны Гинц­бур­ги, По­ля­ко­вы и др.). В ря­де стран (в Австрии – до 1867, в Гер­ма­нии – до 1871, в Швейцарии – до 1874, России – до 1917) со­хра­ня­лось спец. ог­ра­ни­чит. за­ко­но­да­тель­ст­во в от­но­ше­нии иуде­ев, ка­сав­шее­ся мес­та жи­тель­ст­ва (чер­та осед­ло­сти), ро­да за­ня­тий, по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (про­цент­ная нор­ма) и т. п. По­ло­са по­гро­мов, на­чав­шая­ся в Рос­сии с 1881, вы­зва­ла мас­со­вую эмиг­ра­цию рос. ев­ре­ев (вы­ход­цы из Рос. им­пе­рии со­ста­ви­ли ос­но­ву евр. ди­ас­по­ры в США) (см. так­же ста­тьи На­ро­ды и язы­ки и Ре­ли­гии в т. «Рос­сия»).

По­ли­тич. и гражд. эман­си­па­ция ев­ре­ев, по­яв­ле­ние евр. нац. дви­же­ния (см. Сио­низм) со­про­во­ж­да­лись рос­том ан­тисе­мит­ских на­строе­ний. В посл. тре­ти 19 в. про­ис­хо­дит тео­ре­тич. и по­ли­тич. оформ­ле­ние А.: воз­ни­ка­ют ан­ти­се­мит­ские пар­тии и ор­га­ни­за­ции, в 1882 в Дрез­де­не со­сто­ял­ся пер­вый ме­ж­ду­нар. ан­ти­се­мит­ский кон­гресс. Ини­ции­ро­ва­лись гром­кие су­деб­ные про­цес­сы про­тив ев­ре­ев по сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ным об­ви­не­ни­ям (Дрей­фу­са де­ло, Бей­ли­са де­ло), рас­про­стра­ня­лась ан­ти­се­мит­ская ли­те­ра­ту­ра.

В 20 в. гл. но­си­те­лем А. вы­сту­па­ла идео­ло­гия фа­шиз­ма. Край­ние фор­мы А. при­нял в на­ци­ст­ской Гер­ма­нии: ан­ти­семит­ское за­ко­но­да­тель­ст­во (см. Нюрн­берг­ские за­ко­ны), по­гро­мы (напр., «Хру­сталь­ная ночь»), с 1938 – при­ну­ди­тель­ная эмиг­ра­ция, с осе­ни 1939 (на­ча­ло 2-й ми­ро­вой вой­ны) – вы­се­ле­ние в конц­ла­ге­ря и гет­то, с ию­ня 1941 (на­па­де­ние Гер­ма­нии на СССР) – ге­но­цид (см. «Окон­ча­тель­ное ре­ше­ние»), жерт­вами ко­то­ро­го ста­ли 6 млн. ев­ре­ев, в т. ч. 1 млн. де­тей (хо­ло­кост).

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны вспыш­ки А. про­ис­хо­ди­ли во мн. стра­нах (раз­гром Евр. ан­ти­фа­ши­ст­ско­го ко­ми­те­та, борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом, «де­ло вра­чей» в СССР, «охо­та на ведьм» в США и др.). Соз­да­ние гос-ва Из­ра­иль (1948) не смог­ло ре­шить про­бле­му А.; ара­бо-из­ра­иль­ские кон­флик­ты при­ве­ли к рос­ту А. в му­сульм. стра­нах. На опас­ность рас­про­стра­не­ния А. и не­об­хо­ди­мость борь­бы с ним ука­зы­ва­лось в до­ку­мен­тах Кон­фе­рен­ций ОБСЕ по А. в Бер­ли­не (2004) и Кордове (2005) и др. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций. В нац. за­ко­но­да­тель­ст­ве боль­шин­ст­ва го­су­дарств пре­ду­смот­ре­на от­вет­ст­вен­ность за про­яв­ле­ния нац. или ра­со­вой не­тер­пи­мо­сти. В РФ ус­та­нов­ле­на уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность за воз­бу­ж­де­ние нац. не­на­вис­ти или вра­ж­ды, соз­да­ние экс­тре­ми­ст­ских со­об­ществ, ге­но­цид.

Лит.: Арендт Х. Ис­то­ки то­та­ли­та­риз­ма. М., 1996; Поляков Л. Ис­то­рия ан­ти­се­ми­тиз­ма. М., Ие­ру­са­лим, 1997–1998. Т. 1–2; Ис­то­рия ев­рей­ско­го народа / Под ред. Ш. Эт­тин­ге­ра. М., 2002; Gilbert M. The Routledge atlas of the holocaust. L., 2002.

Вернуться к началу