КСЕНОФО́БИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕНОФО́БИЯ (от греч. ξένος – чужой и …фобия), нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Проявления К. близки к т. н. культурному расизму. Однако в отличие от расизма К. представляет собой неприязнь к чужаку из-за его поведения, образа жизни и т. п., а не имманентно присущих ему качеств. В ЕС термин «К.» принят официально для обозначения распространённых в обществе подозрительности и враждебности в отношении иммигрантов и, по сути, служит эвфемизмом для понятия «расизм», но понимается как его мягкая форма. Подобно расизму, К. служит для противопоставления «нас» «им», утверждает, что этнич. культура, подобно биологич. особенностям, даётся человеку на всю жизнь вместе с «кровью». Смешение культур вызывает протест, т. к. якобы способствует дезориентации, навязывая индивиду разные культурные и поведенческие коды. В этом контексте говорится о «несовместимости культур», что ведёт к выступлениям против смешанных браков. Обнаруживается страх в отношении «пришельцев», которые будто бы способны засорить и испортить культуру «коренных жителей», и раздаются призывы сохранять традиц. этнокультурный облик. При этом местная культура понимается как более «высокая», и выстраивается возглавляемая ею иерархия культур.
Исследования К. уделяют большое внимание влиянию на неё биологич. (инстинктивных) и психологич. (в т. ч. как механизма поддержания идентичности) факторов. Однако «биологич. детерминированность» К. не подтверждается науч. данными и её нельзя считать качеством, присущим человеку как виду. Будучи в первую очередь психологич. реакцией на чужака, К. в то же время не является неизбежным следствием идентичности. Совр. К. часто объясняют этнич. и религ. «ренессансом», сопротивлением экономич. конкуренции и реакцией на отчуждение в условиях тотальной коммерциализации, ностальгией по «утраченной общности» и стремлением к сохранению прежнего «культурного порядка». К. позволяет исключать иммигрантов из местного сообщества, ведёт к их дискриминации в сфере занятости, образования и социального вспомоществования. Их подозревают в стремлении к созданию закрытых анклавов и последующем сепаратизме.
В медицине К. как боязнь чужого, незнакомого рассматривается как разновидность навязчивых состояний.