Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ТТО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 46

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Николаев

ГЕ́ТТО (итал. ghetto, getto), в пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии – часть го­ро­да, вы­делен­ная для про­жи­ва­ния ев­ре­ев. Тер­мин «Г.» поя­вил­ся в 16 в., ве­ро­ят­но, по­сле то­го, как в Ве­не­ции око­ло пу­шеч­ной мас­тер­ской (итал. ghetta) в 1516 был соз­дан евр. квар­тал. Воз­ни­кав­шие ес­теств. об­ра­зом евр. квар­та­лы в ев­роп. го­ро­дах из­вест­ны с 11–12 вв. (в Гер­ма­нии – Judengasse, Judenviertel, в Анг­лии – Jewry, во Фран­ции – Juiverie, в Ис­па­нии – Juderia и т. д.). Пра­во на их уч­ре­ж­де­ние име­ло ха­рак­тер при­ви­ле­гии. С 14–15 вв. про­жи­ва­ние ев­ре­ев в Г. ста­ло при­ну­ди­тель­ным, со­вме­ст­ное про­жи­ва­ние хри­сти­ан и ев­ре­ев за­пре­ща­лось. Г. об­ла­да­ли са­мо­управ­ле­ни­ем, их внутр. жизнь ре­гу­ли­ро­ва­лась вер­хуш­кой евр. об­щи­ны и рав­ви­на­ми. Г. об­но­си­лись сте­ной, за­пи­ра­лись на ночь и по хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Рас­ши­рять тер­ри­то­рию Г. не раз­ре­ша­лось, по­это­му они бы­ст­ро пре­вра­ща­лись в пе­ре­на­се­лён­ные тру­що­бы. Г., как ин­сти­тут Сред­не­ве­ко­вья, бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны в Зап. Ев­ро­пе в 1-й пол. 19 в. – в пе­ри­од ста­нов­ле­ния сис­те­мы бур­жу­аз­но­го гражд. пра­ва, за­пре­щав­ше­го дис­кри­ми­на­цию по ре­лиг. и нац. при­зна­ку. По­след­нее тра­диц. Г., рас­по­ла­гав­шее­ся в Ри­ме, бы­ло уп­разд­не­но в 1870 по­сле вхо­ж­де­ния Ри­ма в Итал. ко­ро­лев­ст­во. В Рос. им­пе­рии Г. не бы­ло, но на тер­ри­то­рии, при­сое­ди­нён­ной к ней по раз­де­лам Ре­чи По­спо­ли­той, с кон. 18 в. и до 1917 су­ще­ст­во­ва­ла чер­та осед­ло­сти, за пре­де­ла­ми ко­то­рой ев­ре­ям за­пре­ща­лось по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны на­ци­ст­ская Гер­ма­ния соз­да­ла на ок­ку­пи­ро­ван­ных ею тер­ри­то­ри­ях сеть Г. – фак­ти­че­ски конц­ла­ге­рей для изо­ля­ции и ге­но­ци­да ев­ре­ев (см. Хо­ло­кост). Во­оруж. вос­ста­ния уз­ни­ков Г. в Ко­ве­ле, Дуб­но, Мин­ске, Не­сви­же, Луц­ке, Бро­дах и др. го­ро­дах в 1942, Бе­ло­сто­ке, Кра­ко­ве, Чен­сто­хо­ве, Вар­ша­ве (см. Вар­шав­ское вос­ста­ние 1943) и др. го­ро­дах в 1943 бы­ли ча­стью ге­ро­ич. ан­ти­фа­шист­ской борь­бы на­ро­дов Ев­ро­пы.

В ши­ро­ком смыс­ле Г. – замк­ну­тые со­об­ще­ст­ва внут­ри го­ро­дов, об­ра­зо­ван­ные по эт­нич., ра­со­во­му (см., напр., Гар­лем) или ре­лиг. при­зна­ку. Как пра­ви­ло, они рас­по­ла­га­ют­ся в тру­щоб­ных рай­онах, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся со­ци­аль­ным не­бла­го­по­лу­чи­ем, низ­ким уров­нем жиз­ни, по­вы­шен­ной пре­ступ­но­стью. Г. рас­смат­ри­ва­ет­ся как од­на из форм тер­ри­тори­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния мень­шинств при не­воз­мож­но­сти их бы­ст­рой ас­си­миля­ции в ок­ру­жаю­щее (до­ми­нант­ное) об­ще­ст­во. Раз­ли­ча­ют «доб­ро­воль­ные гет­то», соз­да­вае­мые са­ми­ми мень­шин­ст­ва­ми для со­хра­не­ния сво­ей куль­тур­ной иден­тич­но­сти, и «при­ну­ди­тель­ные гет­то», ус­та­нов­лен­ные за­ко­но­да­тель­но. Клас­сич. кон­цеп­ция Г. как тер­ри­то­ри­аль­но-куль­тур­но­го со­об­ще­ст­ва раз­ра­бо­та­на Л. Вир­том. С кон. 1960-х гг. как эк­ви­ва­лент тер­ми­на «Г.» ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «внут­рен­няя ко­ло­ния».

Лит.: Wirth L. The ghetto. Chi., 1928. New Brunswick, 1997.

Вернуться к началу