Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛЬДМА́Н ЛЮСЬЕН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. К. Косиков

ГОЛЬДМА́Н (Goldmann) Люсь­ен (20.7.1913, Бу­ха­рест – 8.10.1970, Па­риж), франц. фи­ло­соф, со­цио­лог, ли­те­ра­ту­ро­вед. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны эмиг­ри­ро­вал из Фран­ции в Швей­ца­рию, где был ас­си­стен­том у Ж. Пиа­же. По окон­ча­нии вой­ны проф. со­цио­ло­гии в Сор­бон­не (Па­риж, 1945–58). Гл. соч. – «Бог со­кро­вен­ный: Ис­сле­до­ва­ния о тра­ги­че­ском ви­де­нии в "Мыс­лях" Пас­ка­ля и в те­ат­ре Ра­си­на» («Le Dieu caché: Études sur la vision tragique dans les "Pensées" de Pascal et dans le théâtre de Racine», 1955; в рус. пер. – «Со­кро­вен­ный Бог», 2001). Ра­бо­тал в Нац. цен­тре на­уч. ис­сле­до­ва­ний и в Прак­тич. шко­ле выс­ших зна­ний (ди­рек­тор с 1958) в Па­ри­же; ди­рек­тор Со­цио­ло­гич. цен­тра при Сво­бод­ном бельг. ун-те в Брюс­се­ле (1965–70).

Кон­цеп­ция «ге­не­ти­че­ско­го струк­ту­ра­лиз­ма» Г., сло­жив­шая­ся в по­ле­ми­ке с ато­миз­мом по­зи­ти­ви­ст­ской пси­хо­ло­гии, био­ло­гиз­мом З. Фрей­да и «дог­ма­ти­че­ским де­ст­рук­ти­виз­мом» Т. Адор­но и франк­фурт­ской шко­лы, пред­став­ля­ет со­бой по­пыт­ку син­те­за уче­ний К. Мар­кса и ран­не­го Д. Лу­ка­ча («Ис­то­рия и клас­со­вое соз­на­ние», 1923) с ге­не­ти­че­ской эпи­сте­мо­ло­ги­ей Ж. Пиа­же. Субъ­ек­том цен­траль­но­го для Г. по­ня­тия «ми­ро­ви­де­ние», или «ми­ро­воз­зре­ние» (франц. vision du monde, нем. Weltanschauung), вос­хо­дя­ще­го к В. Диль­тею, вы­сту­па­ют со­ци­аль­ные клас­сы, при этом ес­ли со­зна­ние ря­до­вых чле­нов клас­са вы­ра­ба­ты­ва­ет лишь раз­роз­нен­ные эмо­цио­наль­ные и ин­тел­лек­ту­аль­ные «эле­мен­ты» та­ко­го ми­ро­по­ни­ма­ния, то роль «ве­ли­ко­го твор­ца» (мыс­ли­те­ля, пи­са­те­ля, жи­во­пис­ца и т. п.) со­сто­ит имен­но в том, что, кон­цен­три­руя и при­да­вая «связ­ность» этим эле­мен­там, он тво­рит «вы­мыш­лен­ный мир» с та­кой смы­сло­вой струк­ту­рой, к ко­то­рой лишь тя­го­те­ют ос­таль­ные пред­ста­ви­те­ли клас­са и ко­то­рая по­зво­ля­ет им осоз­нать свою клас­со­вую при­над­леж­ность. В по­ня­тии «ми­ро­ви­де­ние», пред­по­ла­гаю­щем сво­бо­ду ху­дож­ни­ка в вы­бо­ре пред­ме­та и спо­со­бов изо­бра­же­ния, Г. ви­дел прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие сво­ей со­цио­ло­гии твор­че­ст­ва от ран­не­мар­к­сист­ской «со­цио­ло­гии со­дер­жа­ния», ус­мат­ри­ваю­щей в про­из­ве­де­нии пря­мое от­ра­же­ние кол­лек­тив­но­го соз­на­ния.

Соч.: Sciences humaines et philosophie. P., 1952; Recherches dialectiques. P., 1959; Pour une sociologie du roman. P., 1965; Introduction à la philosophie de Kant. P., 1967; Marxisme et sciences humaines. P., 1970; Structures men­tales et création culturelle. P., 1970; Lukàcs et Heidegger. P., 1973; Épistémologie et philo­so­phie politique. P., 1978; Струк­тур­но-ге­не­ти­че­ский ме­тод в ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры // За­ру­беж­ная эс­те­ти­ка и тео­рия ли­те­ра­ту­ры XIX– XX вв. Трак­та­ты, ста­тьи, эс­се. М., 1987.

Вернуться к началу