ГОЛЬДМА́Н ЛЮСЬЕН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛЬДМА́Н (Goldmann) Люсьен (20.7.1913, Бухарест – 8.10.1970, Париж), франц. философ, социолог, литературовед. Во время 2-й мировой войны эмигрировал из Франции в Швейцарию, где был ассистентом у Ж. Пиаже. По окончании войны проф. социологии в Сорбонне (Париж, 1945–58). Гл. соч. – «Бог сокровенный: Исследования о трагическом видении в "Мыслях" Паскаля и в театре Расина» («Le Dieu caché: Études sur la vision tragique dans les "Pensées" de Pascal et dans le théâtre de Racine», 1955; в рус. пер. – «Сокровенный Бог», 2001). Работал в Нац. центре науч. исследований и в Практич. школе высших знаний (директор с 1958) в Париже; директор Социологич. центра при Свободном бельг. ун-те в Брюсселе (1965–70).
Концепция «генетического структурализма» Г., сложившаяся в полемике с атомизмом позитивистской психологии, биологизмом З. Фрейда и «догматическим деструктивизмом» Т. Адорно и франкфуртской школы, представляет собой попытку синтеза учений К. Маркса и раннего Д. Лукача («История и классовое сознание», 1923) с генетической эпистемологией Ж. Пиаже. Субъектом центрального для Г. понятия «мировидение», или «мировоззрение» (франц. vision du monde, нем. Weltanschauung), восходящего к В. Дильтею, выступают социальные классы, при этом если сознание рядовых членов класса вырабатывает лишь разрозненные эмоциональные и интеллектуальные «элементы» такого миропонимания, то роль «великого творца» (мыслителя, писателя, живописца и т. п.) состоит именно в том, что, концентрируя и придавая «связность» этим элементам, он творит «вымышленный мир» с такой смысловой структурой, к которой лишь тяготеют остальные представители класса и которая позволяет им осознать свою классовую принадлежность. В понятии «мировидение», предполагающем свободу художника в выборе предмета и способов изображения, Г. видел принципиальное отличие своей социологии творчества от раннемарксистской «социологии содержания», усматривающей в произведении прямое отражение коллективного сознания.