Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУТУРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 678-679

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Вяземцева

ФУТУРИ́ЗМ (от лат. futurum – бу­ду­щее), со­во­куп­ность не­од­но­род­ных те­че­ний в ис­кус­ст­ве и ли­те­ра­ту­ре аван­гар­диз­ма. По­лу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Ита­лии и Рос­сии в 1-й пол. 20 в., но имел так­же сто­рон­ни­ков в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Поль­ше, Пор­ту­га­лии, Сло­ва­кии и др. ев­роп. стра­нах. Эс­те­тич. прин­ци­пы Ф. сфор­му­ли­ро­вал Ф. Т. Ма­ри­нет­ти в ра­бо­тах: «Ма­ни­фест фу­ту­риз­ма», «Убь­ём лун­ный свет!» (обе 1909), «Раз­ру­ше­ние син­так­си­са. – Во­об­ра­же­ние без про­во­дов. – Сло­ва на сво­бо­де» (1913) и др., где за­яв­лен пол­ный раз­рыв с куль­ту­рой про­шло­го, ут­вер­жда­лись идея ра­ди­каль­но­го об­нов­ле­ния не толь­ко куль­ту­ры, но и всех сфер жиз­ни, эс­те­ти­ка ур­ба­низ­ма, культ ге­роя-сверх­че­ло­ве­ка. Ма­ри­нет­ти рез­ко кри­ти­ко­вал итал. об­ще­ст­во за рет­ро­град­ст­во и «му­зей­ную» куль­ту­ру, в про­ти­во­вес эс­те­тиз­му про­воз­гла­сив гл. цен­но­стя­ми «энер­гию», «ско­рость», «си­лу», он вос­пе­вал аг­рес­сию, на­цио­на­лизм и вой­ну как «един­ст­вен­ную ги­гие­ну ми­ра»; че­ло­век бу­ду­ще­го в его ма­ни­фе­стах и в ро­ма­не «Ма­фар­ка-фу­ту­рист» (1910) упо­доб­лял­ся ма­ши­не: он был без­ду­шен, ци­ни­чен, жес­ток и с «за­ме­няе­мы­ми час­тя­ми». С са­мо­го на­ча­ла Ма­ри­нет­ти стре­мил­ся соз­дать дви­же­ние, ох­ва­ты­ваю­щее раз­ные об­лас­ти куль­ту­ры.

Пластические искусства

Дж. Балла. «Динамизм собаки на поводке». 1912. Галерея Олбрайт-Нокс (Буффало, штат Нью-Йорк).

С 1910 на­ча­ли по­яв­лять­ся ма­ни­фе­сты Ф. о пла­сти­че­ских ис­кус­ст­вах: «Ма­ни­фест ху­дож­ни­ков-фу­ту­ри­стов» (1910; под­пи­са­ли У. Боч­чо­ни, К. Кар­ра, Л. Рус­со­ло, Дж. Бал­ла, Дж. Се­ве­ри­ни), «Тех­нич. ма­ни­фест фу­ту­ри­стич. скульп­ту­ры» Боч­чо­ни (1912), «Ма­ни­фест жен­щи­ны-фу­ту­ри­ст­ки» В. Де Сент-Пу­ан (1912), «Ма­ни­фест фу­ту­ри­стич. ар­хи­тек­ту­ры» А. Сант-Элиа (1914). Ис­точ­ни­ка­ми вы­ра­зит. средств Ф. бы­ли ди­ви­зио­низм и нем. экс­прес­сио­низм. В 1910-е гг. про­хо­дят осн. вы­став­ки Ф. за пре­де­ла­ми Ита­лии, и дви­же­ние по­лу­ча­ет сто­рон­ни­ков в Ве­ли­ко­бри­та­нии (вор­ти­цизм) и Рос­сии (ку­бо­фу­ту­ризм, ко­то­рый, од­на­ко, от­ри­цал своё род­ст­во с итал. Ф.). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну мн. уча­ст­ни­ки дви­же­ния, всту­пив доб­ро­воль­ца­ми в ря­ды итал. ар­мии, от­ка­за­лись от идей Ф. и об­ра­ти­лись к не­о­клас­си­ци­стич. тен­ден­ци­ям (Се­ве­ри­ни) и ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си (Кар­ра). По­сле ги­бе­ли в 1916 на фрон­те Боч­чо­ни и Сант-Элиа «пер­вый Ф.» пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Итал. фу­ту­ри­сты но­во­го по­ко­ле­ния (Э. Прам­по­ли­ни, Ф. Де­пе­ро, Та­ят и др.) гл. обр. ра­бо­та­ли в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва, ди­зай­на, сце­но­гра­фии, оформ­ле­ния ки­но­филь­мов. В 1918 соз­да­на по­ли­тич. пар­тия фу­ту­ри­стов, в 1919 Ф. Т. Ма­ри­нет­ти при­сое­ди­нил­ся к ос­но­ван­но­му Б. Мус­со­ли­ни Итал. сою­зу борь­бы. По­сле «по­хо­да на Рим» 1922 Ф. стал од­ним из на­прав­ле­ний офиц. иск-ва фа­ши­ст­ско­го ре­жи­ма. По­сле под­пи­са­ния Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 Ма­ри­нет­ти вы­пус­тил «Фу­ту­ри­стич. ма­ни­фест цер­ков­но­го иск-ва» (1931). В 1930-е гг. в рам­ках Ф. раз­ви­ва­лось на­прав­ле­ние «аэ­ро­жи­во­пи­си» (итал. aeropittura), где ре­аль­ность изо­бра­жа­лась так, как её ви­дит пи­лот са­мо­лё­та, а вы­ра­зит. сред­ст­ва близ­ки ар де­ко (Дж. Дот­то­ри, Та­то, Тул­лио Кра­ли и др.). Ф. пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние по­сле смер­ти Ма­ри­нет­ти в 1944. Из-за свя­зи Ф. с фа­шиз­мом по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ус­та­нов­ки дви­же­ния боль­ше не на­хо­ди­ли сто­рон­ни­ков, од­на­ко не­ко­то­рые его уча­ст­ни­ки про­дол­жа­ли ра­бо­тать в сфе­рах изо­бра­зит. иск-ва и ди­зай­на (Б. Му­на­ри).

Литература

В ли­те­ра­ту­ре по­сле­до­ва­те­ля­ми Ма­ри­нет­ти в Ита­лии бы­ли А. Соф­фи­чи, Дж. П. Лу­чи­ни, П. Буц­ци, А. Па­лац­це­ски и др., об­ра­тив­шие­ся к язы­ко­вым экс­пе­ри­мен­там, раз­ру­ше­нию се­ман­ти­ки ху­дож. об­раза и вы­дви­же­нию на пер­вый план ас­со­циа­тив­ных свя­зей. В 1913–15 в сре­де итал. фу­ту­ри­стов обо­зна­чил­ся рас­кол, обу­слов­лен­ный на­рас­та­ни­ем ми­ли­та­ри­стич. и на­цио­на­ли­стич. тен­ден­ций; в 1920-е гг. не­ко­то­рые его уча­ст­ни­ки ста­ли сто­рон­ни­ка­ми ре­жи­ма Мус­со­ли­ни, дру­гие ото­шли от фу­ту­риз­ма.

Рус. Ф. лишь от­час­ти свя­зан с италь­ян­ским; он раз­ви­вал­ся как са­мо­быт­ное ху­дож. яв­ле­ние в от­тал­ки­ва­нии от сим­во­лиз­ма и им­прес­сио­низ­ма, со­сре­до­то­чи­вая свои ин­те­ре­сы пре­им. в об­лас­ти по­этич. язы­ка. Дви­жи­мые стрем­ле­ни­ем пред­вос­хи­тить иск-во гря­ду­ще­го, во­оду­шев­лён­ные идея­ми пре­об­ра­зо­ва­ния ми­ра и ро­ж­де­ния «но­во­го че­ло­ве­че­ст­ва», рус. фу­ту­ри­сты об­ра­ти­лись к сло­во­твор­че­ст­ву, вплоть до за­уми, к пре­об­ра­зо­ва­нию риф­мы, рит­ми­ки и мет­ри­ки сти­ха, к се­ман­ти­че­ско­му и син­так­сич. «сдви­гу», к сти­хо­вой гра­фи­ке (ви­зу­аль­ная по­эзия, ав­то­гра­фич. кни­га), в зна­чит. сте­пе­ни ори­ен­ти­ру­ясь на ви­зу­аль­ные ис­кус­ст­ва (жи­во­пись, пла­кат, гра­фи­ка) и ки­не­ма­то­граф.

У ис­то­ков рус. Ф. – твор­че­ст­во В. Хлеб­ни­ко­ва, став­ше­го в 1910 идео­ло­гом пер­вой и наи­бо­лее ра­ди­каль­ной моск. груп­пы ку­бо­фу­ту­ри­стов «Ги­лея», ор­га­ни­зо­ван­ной Д. Д. Бур­лю­ком; в неё вхо­ди­ли так­же В. В. Мая­ков­ский, В. В. Ка­мен­ский, А. Е. Кру­чё­ных, Е. Г. Гу­ро, Н. Д. Бур­люк, Б. К. Лив­шиц (кол­лек­тив­ные сб-ки: «Са­док су­дей», сб. 1–2, 1910–1913; «По­щё­чи­на об­ще­ст­вен­но­му вку­су», 1913, где вы­дви­нут ло­зунг «бро­сить» Пуш­ки­на, Дос­то­ев­ско­го, Тол­сто­го «с па­ро­хо­да со­вре­мен­но­сти»; «Дох­лая лу­на», 1913; «Ры­каю­щий Пар­нас», 1915, и др.). Су­ще­ст­во­ва­ли так­же: «Ас­со­циа­ция эго­фу­ту­ри­стов» в Пет­ро­гра­де (1911–1916; И. Се­ве­ря­нин, И. В. Иг­нать­ев, К. К. Олим­пов, В. И. Гне­дов и др.); груп­па моск. эго­фу­ту­ри­стов «Ме­зо­нин по­эзии» (1913; В. Г. Шер­ше­не­вич, Р. Ив­нев и др.); «Цен­три­фу­га» в Мо­ск­ве (1913–17; С. П. Боб­ров, Б. Л. Пас­тер­нак, Н. Н. Асе­ев и др.). В по­сле­ре­во­люц. вре­мя с Ф. бы­ли свя­за­ны по­этич. объ­е­ди­не­ния «41°» в Тиф­ли­се (1917–20; И. М. Зда­не­вич, А. Е. Кру­чё­ных, И. Г. Те­рен­ть­ев и др.), даль­не­во­сточ­ное «Твор­че­ст­во» (1920–21; Н. Ф. Чу­жак, Д. Д. Бур­люк, Н. Н. Асе­ев, С. М. Треть­я­ков и др.); мн. фу­ту­ри­сты во­шли в соз­дан­ный в 1922 «Ле­вый фронт ис­кусств».

Ф. в той или иной сте­пе­ни по­вли­ял на мн. аван­гар­ди­ст­ские те­че­ния в лит-ре: има­жи­низм, кон­ст­рук­ти­визм, ОБЭРИУ, лет­тризм, ульт­ра­изм, кре­ась­о­низм, кон­крет­ную по­эзию и др.; его идеи ока­за­ли воз­дей­ст­вие на ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, про­явив­шись, пре­ж­де все­го, в дея­тель­но­сти ОПОЯЗа.

Театральное искусство

В те­ат­раль­ном ис­кус­ст­ве Ф. впер­вые зая­вил о се­бе в Рос­сии в те­ат­раль­ных опы­тах «Сою­за мо­ло­дё­жи», в 1911 осу­ще­ст­вив­ше­го по­ста­нов­ку «Хо­ром­ных действ» (один из пер­вых спек­так­лей, иг­рав­ших­ся в не­по­средств. кон­так­те с пуб­ли­кой), а в 1913 соз­дав­ше­го «Пер­вый в ми­ре фу­ту­ри­стов те­атр» (тра­ге­дия «Вла­ди­мир Мая­ков­ский» В. В. Мая­ков­ско­го, фу­ту­ри­стич. опе­ра «По­бе­да над Солн­цем» М. В. Ма­тю­ши­на). В 1918 прин­ци­пы Ф. по­лу­чи­ли раз­ви­тие в по­став­лен­ной В. Э. Мей­ер­холь­дом «Мис­те­рии-буфф» Мая­ков­ско­го. Прин­ци­пы итал. сце­ни­че­ско­го Ф. сфор­му­ли­ро­ва­ны в те­ат­раль­ных ма­ни­фе­стах Ф. Т. Ма­ри­нет­ти («Ма­ни­фест те­ат­ра-варь­ете», 1913; «Син­те­ти­че­ский фу­ту­ри­сти­че­ский те­атр», 1916), Э. Прам­по­ли­ни («Ма­ни­фест фу­ту­ри­сти­че­ской сце­но­гра­фии», 1915), Дж. Бал­лы и Ф. Де­пе­ро («О фу­ту­ри­сти­че­ской ре­кон­ст­рук­ции все­лен­ной», 1915) и во­пло­ще­ны в по­ста­нов­ке Бал­лы «Фей­ер­верк» на му­зы­ку И. Ф. Стра­вин­ско­го (1917), в «Пла­сти­че­ских тан­цах» Де­пе­ро (1918), пред­став­ле­нии ма­рио­не­ток «Ма­тум и Те­ви­бар» П. Аль­бер-Би­ро (1919) и фу­ту­ри­стич. пан­то­ми­мах (1920-е гг.) Прам­по­ли­ни.

Изд.: Ма­ни­фе­сты и про­грам­мы рус­ских фу­ту­ри­стов. Münch., 1967; Manifesti, proclami, interventi e doсumenti teorici del futurismo, 1909–1944. Firenze, 1990. Vol. 1–4; По­эзия рус­ско­го фу­ту­риз­ма. СПб., 1999; Рус­ский фу­ту­ризм и Д. Бур­люк, «отец рус­ско­го фу­ту­риз­ма». [Кат. вы­став­ки]. СПб., 2000; Рус­ский фу­ту­ризм: Сти­хи. Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. СПб., 2009; Вто­рой фу­ту­ризм: Ма­ни­фе­сты и про­грам­мы италь­ян­ско­го фу­ту­риз­ма, 1915–1933. М., 2013.

Лит.: Baumgarth C. Geschichte des Futuris­mus. Hamb., 1966; Folejewski Z. Futurism and its place in the development of modern poet­ry. Ottawa, 1980; Futurist imagination: Word + image in Italian futurist painting, drawing, collage, and free-word poetry. New Haven, 1983; Crispolti E. Storia e critica del futurismo. Roma, 1986; Calvesi M. Der Futu­rismus: Kunst und Leben. Köln, 1987; Кру­ченых А. Наш вы­ход: К ис­то­рии рус­ско­го фу­ту­риз­ма. М., 1996; Кру­са­нов А. В. Рус­ский аван­гард: 1907–1932. СПб.; М., 1996–2010. Т. 1. Кн. 1–2: Бое­вое де­ся­ти­ле­тие; Хард­жи­ев Н. И. Ста­тьи об аван­гар­де. М., 1997. Т. 1–2; он же. От Мая­ков­ско­го до Кру­че­ных: Избр. ра­бо­ты о рус­ском фу­ту­риз­ме. М., 2006; Бе­рез­кин В. И. Ис­кус­ст­во сце­но­гра­фии ми­ро­во­го те­ат­ра. М., 1997; Стру­тин­ская Е. И. Ис­ка­ния ху­дож­ни­ков те­ат­ра. Пе­тер­бург – Пет­ро­град – Ле­нин­град, 1910–1920-е го­ды. М., 1998; Сах­но И. М. Рус­ский аван­гард: Жи­во­пис­ная тео­рия и по­эти­че­ская прак­ти­ка. М., 1999; Боб­рин­ская Е. А. Фу­ту­ризм. М., 2000; Мар­ков В. Ф. Ис­то­рия рус­ско­го фу­ту­риз­ма. СПб., 2000; Lista G. Le journal des futu­ris­mes. P., 2008; Kramer H. The age of the аvant-garde. New Brunswick, 2009; Взо­рваль: Фу­ту­ри­сти­че­ская кни­га в со­б­ра­ни­ях мо­с­ков­ских кол­лек­цио­не­ров М. Л. Ли­бер­ма­на и И. Н. Ро­за­но­ва: Аль­бом-ка­та­лог. М., 2010.

Вернуться к началу