ЛЕТТРИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕТТРИ́ЗМ (франц. lettrisme, от lettre – буква), авангардистское течение во франц. поэзии, сложившееся в Париже в сер. 1940-х гг. У истоков Л. стояли рум. поэт-эмигрант И. Изу и франц. поэт Г. Померан; к леттристам примыкали Ф. Дюфрен, М. Леметр, Ж. Л. Бро, Ж. Вольман, Р. Сабатье, Ф. Дево и др. Согласно определению, данному Изу в кн. «Леттристская диктатура» (1946), Л. являет собой «искусство, признающее материю отдельных букв, просто заново ставших самими собой». Продолжая идеи футуризма, дадаизма и сюрреализма, во многом вдохновляясь фрейдизмом, последователи Л. представляют поэзию (и шире – всё иск-во) как мир стихийного, доязыкового и дорефлективного творчества, в связи с чем призывают отказаться от слов, расчленив их на буквы, и обратиться к чистому звуку, в котором видят осн. элемент худож. творчества. Леттристы постоянно изобретали новые худож. формы, активно использовали аллитерации, ассонансы, ономатопеи; свои поэтич. принципы переносили на др. виды иск-ва. В 1951 Изу и Леметр выдвинули идею «расщеплённого» кино, в котором полностью рассогласованы звук и изображение; в 1953–54 были разработаны принципы «ажурных» танцев и пантомимы, ставшие основой леттристской теории театра. Л. позиционировал себя как общую теорию и практику познания, стремящуюся дать универсальное описание иск-ва, науки, философии, теологии и техники: книги Изу «Трактат о ядерной экономике. Восстание молодёжи» (1948), «Политическая экономика и эротология» (1949) и др. В 1950–60-х гг. Л. оказался источником для многих эстетич. идей постмодернизма, способствовал развитию авангардного театра, стоял у истоков хеппенинга, концептуального искусства, повлиял на конкретную поэзию, кинематограф «новой волны» и др.