Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНКРЕ́ТНАЯ ПОЭ́ЗИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко

КОНКРЕ́ТНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, экс­пе­ри­мен­таль­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре 2-й пол. 20 в. В ос­но­ве К. п.  со­сре­до­то­чен­ность ав­то­ра на язы­ко­вом ма­те­риа­ле (от­сю­да по­ня­тие «кон­крет­но­сти» в её на­зва­нии): на грам­ма­тич. струк­ту­рах, гра­фич. воз­мож­но­стях пись­ма («ви­зу­аль­ная по­эзия») или на зву­ча­нии (зву­ко­вая, или «фо­не­ти­че­ская», по­эзия). К. п. пре­вра­ща­ет осо­бен­но­сти язы­ка, в по­все­днев­ной ре­чи час­то ос­таю­щие­ся без вни­ма­ния, в изо­бра­зит. сред­ст­во, соз­да­вая сво­его ро­да «кар­ти­ну», ви­зу­аль­ную или слу­ховую. В оп­ре­де­лён­ном смыс­ле К. п. про­дол­жи­ла тра­ди­цию фи­гур­ных сти­хов ан­тич­но­сти, Сред­не­ве­ко­вья и ба­рок­ко, а так­же впи­та­ла опыт по­эзии ру­бе­жа 19–20 вв. (экс­пе­ри­мен­ты с тек­сто­вой гра­фи­кой С. Мал­лар­ме, Г. Апол­ли­не­ра), да­да­из­ма, фу­ту­риз­ма; не­по­сред­ст­вен­ный пред­ше­ст­вен­ник К. п.  лет­тризм. Са­мо по­ня­тие кон­крет­но­сти бы­ло за­им­ст­во­ва­но у позд­них ев­роп. кон­ст­рук­ти­ви­стов, на­зы­вав­ших се­бя пред­ста­ви­те­ля­ми «кон­крет­но­го иск-ва» (Т. ван Дус­бург, П. Мон­д­ри­ан, швей­ца­рец М. Билль). За­ро­ж­де­ние К. п. от­но­сит­ся к 1950-м гг.: О. Гом­рин­гер (Швей­ца­рия), Ау­гу­сто де Кам­пос, Арол­до де Кам­пос, Д. Пинь­я­тари (Бра­зи­лия), Э. Яндль, Г. Рюм (Ав­ст­рия), Ф. Мон, Х. Хай­сен­бют­тель (Гер­ма­ния) и др. В 1960-е гг. К. п. поя­ви­лась в Ве­ли­ко­бри­та­нии (И. Г. Фин­лей), Че­хии (И. Ко­ларж), др. вост.-ев­роп. стра­нах, а так­же в Рос­сии (Лиа­но­зов­ская груп­па, Д. А. При­гов). Пред­ста­ви­те­ли К. п. час­то па­рал­лель­но за­ни­ма­лись ху­дож. экс­пе­ри­мен­та­ми в др. об­лас­тях, соз­да­вая тек­сто­вые и му­зы­каль­ные пер­фор­ман­сы, кол­лаж­ные про­из­ве­де­ния и ин­стал­ля­ции. Рас­цвет К. п. при­хо­дит­ся на 1960–70-е гг.; в 1980–90-е гг. она смы­ка­ет­ся с иск-вом «но­вых тех­но­ло­гий» (ком­пь­ю­тер­ное иск-во, ви­део­арт, се­те­вая лит-ра), а так­же с ди­зай­ном.

Изд.: An anthology of concrete poetry / Ed. E. Williams. N. Y., 1967; Konkrete Dichtung: Texte und Theorien / Hrsg. von S. J. Schmidt. Münch., 1972; Мон Ф. Тек­сты и кол­ла­жи. М., 1993; Ме­ж­ду­на­род­ная ан­то­ло­гия са­унд-по­эзии / Сост. Д. Бу­ла­тов. Ка­ли­нин­град, 2001.

Лит.: Das Experiment in Literatur und Kunst / Hrsg. von S. J. Schmidt. Münch., 1978; Die Sprache der Kunst: die Beziehung von Bild und Text in der Kunst des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1993; Visuelle Poesie / Hrsg. von E. Gom­ringer. Stuttg., 1996.

Вернуться к началу