КОНКРЕ́ТНАЯ ПОЭ́ЗИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНКРЕ́ТНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, экспериментальное направление в литературе 2-й пол. 20 в. В основе К. п. – сосредоточенность автора на языковом материале (отсюда понятие «конкретности» в её названии): на грамматич. структурах, графич. возможностях письма («визуальная поэзия») или на звучании (звуковая, или «фонетическая», поэзия). К. п. превращает особенности языка, в повседневной речи часто остающиеся без внимания, в изобразит. средство, создавая своего рода «картину», визуальную или слуховую. В определённом смысле К. п. продолжила традицию фигурных стихов античности, Средневековья и барокко, а также впитала опыт поэзии рубежа 19–20 вв. (эксперименты с текстовой графикой С. Малларме, Г. Аполлинера), дадаизма, футуризма; непосредственный предшественник К. п. – леттризм. Само понятие конкретности было заимствовано у поздних европ. конструктивистов, называвших себя представителями «конкретного иск-ва» (Т. ван Дусбург, П. Мондриан, швейцарец М. Билль). Зарождение К. п. относится к 1950-м гг.: О. Гомрингер (Швейцария), Аугусто де Кампос, Аролдо де Кампос, Д. Пиньятари (Бразилия), Э. Яндль, Г. Рюм (Австрия), Ф. Мон, Х. Хайсенбюттель (Германия) и др. В 1960-е гг. К. п. появилась в Великобритании (И. Г. Финлей), Чехии (И. Коларж), др. вост.-европ. странах, а также в России (Лианозовская группа, Д. А. Пригов). Представители К. п. часто параллельно занимались худож. экспериментами в др. областях, создавая текстовые и музыкальные перформансы, коллажные произведения и инсталляции. Расцвет К. п. приходится на 1960–70-е гг.; в 1980–90-е гг. она смыкается с иск-вом «новых технологий» (компьютерное иск-во, видеоарт, сетевая лит-ра), а также с дизайном.