ИМАЖИНИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМАЖИНИ́ЗМ (от франц. image, от лат. imago – образ, вид), авангардистское течение в рус. поэзии 1920-х гг. Оформилось в Москве в кон. 1918 – нач. 1919. Крупнейший представитель – С. А. Есенин, среди участников – поэты В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф, Р. Ивнев, А. Б. Кусиков, И. В. Грузинов, художники Г. Б. Якулов, Б. Р. Эрдман и др. Манифестом нового течения стала опубликованная в 1919 «Декларация имажинистов». Теоретические взгляды имажинистов нашли отражение также в книгах «Ключи Марии» Есенина (1919, на титульном листе – 1920), «2 × 2 = 5» Шершеневича (1920), «Буян-остров» Мариенгофа (1920), «Имажинизма основное» Грузинова (1921). Провозгласив «победу образа над смыслом», имажинисты призывали к «ломке» грамматики, созданию стихотворений как «каталогов» не связанных между собой образов; культивировали нанизывание усложнённых метафор, построенных на неожиданном сближении отдалённых явлений, необычную, шокирующую, часто непристойную образность. В отличие от футуристов, подчёркивали свою принципиальную аполитичность; вели богемный образ жизни. Имели свою официальную структуру – «Ассоциацию вольнодумцев» (создана в 1919; в 1920 её председателем стал Есенин); открыли литературное кафе («Стойло Пегаса»), два книжных магазина, организовали издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи»; выпускали ж. «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–24). Разногласия в понимании природы художественного образа, возникшие между Есениным, ориентировавшимся на традиционную эстетику и образность нар. поэтич. творчества, и Шершеневичем, бывшим эгофутуристом и наиболее радикальным экспериментатором, привели в 1924 к распаду группы.