ЕСЕ́НИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕСЕ́НИН Сергей Александрович [21.9(3.10).1895, с. Константиново Рязанского у. Рязанской губ. – 28.12.1925, Ленинград; похоронен в Москве], рус. поэт. Родился в семье крестьянки и приказчика. Писать стихи начал во второклассной учительской школе в Спас-Клепиках, куда поступил после окончания четырёхклассного училища в Константинове в сент. 1909. Первые поэтич. опыты окрашены влиянием С. Я. Надсона. С конца июля 1912 по март 1915 жил в Москве, где с сент. 1913 и до нач. 1915 был слушателем историко-филос. цикла академич. отделения Моск. гор. народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Перепробовав множество стилистич. манер, к концу моск. периода обрёл собств. поэтич. стиль, сочетая народную «крестьянскую» образность в духе А. В. Кольцова с достижениями рус. символизма (прежде всего А. А. Блока). Также испытал значит. влияние А. А. Фета, ощутимое в первом опубликованном стих. «Берёза» (в январском номере моск. детского журнала «Мирок» за 1914, под псевд. Аристон).
В начале марта 1915 Е. приехал в Петроград. Общение с Блоком, С. М. Городецким, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Д. В. Философовым убедило Е. в необходимости обогатить свою лирику религ. мотивами, востребованными рус. модернизмом. В стихах его 1-й кн. «Радуница» (1916) преобладает своеобразный пантеизм (изящно и ненавязчиво введённые в текст параллели между природой и храмом), стиль отличается скупо отобранными диалектизмами. Важной вехой в поэтич. биографии Е. стала его переписка, а затем и встреча (в окт. 1915) с Н. А. Клюевым, взявшим на себя роль учителя и опекуна молодого поэта: в 1915–17 его влияние проявилось и в стихах, и во внешнем облике Е., стилизованном под сказочного Ивана-царевича.
Февр. и Окт. революции 1917 Е. воспринял с воодушевлением. В получившей скандальную известность поэме «Преображение» (дек. 1917) он, резко изменив манеру, вольно или невольно переложил на язык ветхозаветных сказаний лозунги Интернационала. О смене своих мировоззренч. приоритетов Е. громко заявил в поэме «Инония» (1918) с её ключевым образом отвергаемого Причастия. В 1917–18 Е. был тесно связан с группой «Скифы» Р. В. Иванова-Разумника, гл. поэтич. авторитетом для Е. стал Андрей Белый. Поэтич. достижения Е. этого времени отразила не столько его 2-я кн. «Голубень», изданная в Петрограде (1918), куда были включены стихотворения 1916–17, сколько серия моск. сб-ков, вышедших в 1918–20 («Преображение», «Сельский часослов», 2-е изд. «Радуницы», все 1918, и др.).
В кон. 1918 – нач. 1919 Е. вместе с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем и др. создал группу имажинистов (см. Имажинизм). Не только тактика завоевания громкого эстрадного успеха с помощью скандалов, но и самая поэтика имажинизма наследовала рус. футуризму. Синтез эстрадного, рассчитанного на непременное произнесение слова, эффектных футуристич. метафор с «бездонной почвенностью» (по формуле Б. Л. Пастернака) обеспечил Е. беспрецедентный успех у читателей, особенно у весьма многочисл. прослойки вчерашних выходцев из деревни. Наиболее значит. достижениями имажинистского периода Е. стали его поэма «Сорокоуст» (1920), книга стихов «Исповедь хулигана», а также драматич. поэма «Пугачёв» (обе 1921). В духе идей имажинизма выдержано самое известное лит.-критич. сочинение Е. – поэтологический трактат «Ключи Марии» (1919).
В окт. 1921 Е. познакомился с амер. танцовщицей А. Дункан; 2.5.1922 они официально зарегистрировали свой брак (с июля 1917 по окт. 1921 Е. был женат на З. Н. Райх; с сент. 1925 – на С. А. Толстой). Поездки вместе с Дункан по Европе и Америке (май 1922 – авг. 1923) Е. предпринял не в последнюю очередь в надежде на мировую славу. Разочарование, постигшее поэта в этих чаяниях, отразилось в его очерке об Америке «Железный Миргород», опубликованном вскоре после его возвращения в Россию (1923). В последние годы жизни Е. склонялся к союзу с сов. властью, проблематизированному тоской по «Руси уходящей». В произведениях этого периода ощутимо тяготение к воспроизведению и переосмыслению ключевых образов поэзии А. С. Пушкина. В поздней лирике Е. выделяется сб. «Персидские мотивы» (1925). Итоговой для Е. стала обыгрывавшая пушкинские темы поэма «Чёрный человек» (1925) – бескомпромиссная авторская исповедь, признание поэта в том, что он всю жизнь носил точно рассчитанные маски. Это состояние душевного разлада, вкупе с манией преследования, подтолкнуло Е. к самоубийству (ни одна из версий о его убийстве не опирается на серьёзные фактографич. основания).